Москва должна стать инновационной столицей к 2016 году

Москва должна стать инновационной столицей к 2016 году

Московские власти намерены к 2016 году превратить Москву в инновационную столицу России и одновременно сформировать у москвичей "инновационное мировоззрение". О том, как власти Москвы научат горожан мыслить инновационно, рассказал руководитель Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов.

В: Расскажите, пожалуйста, о концепции "Инновационная Москва".
О:
Концепция "Инновационная Москва" сейчас находится на рассмотрении мэра. Наша цель – становление Москвы к 2016 году как инновационной столицы России, где инновации пронизывают все сферы жизнедеятельности – от управления до малого бизнеса и входят в жизнь простых горожан. Москва должна стать примером и оказывать каталитическое влияние на технологическую модернизацию всей экономики России.

Мы должны обеспечить опережающее развитие высокотехнологичных секторов экономики. Москва должна стать центром притяжения для талантливых специалистов из всех стран мира. Если человек талантлив, мы должны создать для него комфортное для проживания и труда пространство, чтобы талант и интеллект этих людей работал на экономику города.

В: Сформированы ли конкретные планы для реализации этих целей?
О:
Сегодня мы говорим о концепции, если она будет одобрена мэром, то мы приступим к разработке программы. Пока я могу рассказать об одном из проектов. Мы хотим, чтобы в Москве была введена инновационная стипендия мэра для студентов. Студенческая среда как раз является носителем инновационных идей. Также мы хотим предложить создать на базе университетского сообщества крупные научные инновационные центры. Они могу создаваться там, где присутствует научная школа, где есть опытный профессорско-преподавательский состав, где уже можно реализовывать первые инновационные коммерческие проекты. На наш взгляд, таких центров может быть создано порядка 15. Пилотными университетами могут стать МГУ имени Ломоносова, МИФИ, МИСИС, МГТУ имени Баумана, МАИ, МЭИ, МГСУ, МИЭТ в Зеленограде, Московский государственный университет прикладной биотехнологии, Московский университет пищевых производств.

Город предполагает направлять бюджет, в первую очередь, на молодых специалистов, на будущие городские трудовые ресурсы. Сегодня статистика не в пользу молодых специалистов. В научном секторе это 10%, в промышленном секторе экономики города – не более 20% молодых специалистов до 35 лет. Можно назвать это катастрофой, но я думаю, что это будет нашим направлением деятельности для выхода из системного кризиса и обретение новых целей.

В: В прошлом году город направлял средства на поддержку молодых специалистов на предприятиях. Будет ли продолжена эта программа?
О:
Молодые специалисты получали на предприятии 5 тысяч рублей в виде надбавки к заработной плате. В 2010 году эти премии получили 300 человек. Около 1,2 тысячи молодых специалистов с высшим образованием получили надбавку в 8 тысяч рублей. Это город заплатил предприятию за стимулирование работы молодых специалистов. Надбавка вполне приемлема, но если посчитается, что она уже неадекватна той зарплате, которую получают молодые специалисты на предприятии, она будет увеличена. В этом году мы планируем увеличить объем финансирования и субсидирования молодых специалистов. На эти цели будет направлена достаточно большая сумма.

В: Остались ли в Москве вредные производства и когда они будут выведены за пределы города?
О:
Такая задача стоит перед нашим департаментом. Все вредное производство из города будет выведено. Такие переговоры находятся в рамках соглашения с органами исполнительной власти Российской Федерации, с крупными корпоративными структурами, таким, как Ростехнологии и другие. На их месте будут строиться технопарки, новые элементы инновационной системы.

В: Какие производства могут быть выведены в первую очередь?
О:
Наверное, это то, что связано с литейным производством, горячей штамповкой на ЗИЛе, это вредное производство на таких крупных заводах, как "Салют", завод имени В. В. Чернышева. При этом будет гарантировано сохранение рабочих мест персонала и рабочих кадров этих предприятий. Кроме того, мы сохраняем рабочие места для людей с ограниченными возможностями, которые сегодня составляют около 1,5 тысяч человек по предприятиям производственного направления.

В: Когда по улицам города начнут ездить электробусы?
О:
Нам от этого никуда не деться. Все крупные мировые концерны и холдинги, работающие над созданием транспортных средств, которые будут проданы в 2015-2020 году, переводят транспортные средства на новые виды энергоресурсов, в том числе на электрические и, как перспектива, может быть водородная энергетика.

В этой части у нас есть серьезный задел – разработки ведутся на двух московских площадках. В научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) идет работа над созданием электробуса, гибридного транспорта. В корпорации "Компомаш" ведутся работы, связанные непосредственно с технологией мотор-колесо на электротяге. Это электромобиль, который, возможно, вытеснит к 2015 году аналоги.

В приоритеты новых инновационных площадок, таких как Сколково, и особых экономических зон РФ технико-внедренческого производственно-промышленного типа входит приоритет создания экологически чистого вида транспорта, энергоэффективность и энергосбережение. Все эти критерии и являются обоснованием для создания новых видов транспортных средств.

Мэру Москвы Сергею Собянину в Казани был показан пилотный проект, этот проект реализуется совместно с Татарстаном. Если мы сегодня принимаем решение дофинансировать проект в 2011 году, то к 2012 году мы получаем городской электромобиль, экологически чистый, отвечающий всем современным требованиям. Он уже в 2012 году может вытеснить с рынка зарубежные аналоги.

аПо материалам РИА "Новости"