Интервью с руководителем пензенской компании Yerasov Александром Ерасовым

 Ерасов 003.JPG

Для того, чтобы понять историю успеха пензенской компании Yerasov, журнал «Инноватор» решил побеседовать с самим Александром Ерасовым.

- Мы пишем об инновациях и находимся в поиске рецептов успеха наших местных «Кулибиных». Скажите, вы больше кто: технарь или руководитель?

- Трудно сказать однозначно. По деятельности своей, по менталитету, конечно же, я технарь! Я люблю делать все сам по-максимуму, вплоть до мебели на даче, а затем смотреть на результат. А руководство – это, все же, несколько иное.  Фактически профессиональному руководителю должно быть все равно, каким коллективом руководить. Главное – выстроить процессы и функциональные взаимосвязи внутри организации и управлять, опираясь, прежде всего, на заместителей. Мне же приходится совмещать работу в качестве профессионала радиоэлектронщика с работой в качестве профессионального руководителя. Это достаточно тяжело, тем не менее это необходимость

- Можно ли про вас сказать, что хобби переросло в профессию на всю жизнь? Ведь если так, то ваша компания – это не просто ваш ребенок! Это что-то явно большее. Или «бизнес есть бизнес», а дети – это другое?

- Разумеется, мое хобби – это моя профессия. Мое хобби в советское время даже запрещали. Как это так: что-то делаешь и потом продаешь? Неоднократно приходилось разбираться с сотрудниками правопорядка. Но тогда это меня не останавливало. Поэтому хобби и стало профессией на всю жизнь. Мой бизнес можно совершенно справедливо сравнить с ребенком. Но это ребенок, который не становится самостоятельным. И самое интересное, этот ребенок постоянно растет и хочет кушать, а значит, требует каких-то новых вложений и вливаний.

- То есть вы, как основатель компании стремитесь замыкать на себе большинство происходящих в компании процессов?

- Нет, скорее я выступаю как генератор идей, а технические и инженерные функции у меня выполняют специалисты, которым я доверяю. Но я участвую в процессе обсуждения каждого проекта, то есть в курсе всех дел. В нашем творческом процессе участвую неразрывно.

- Кстати, а кем являются ваши дети? Кто они по профессии? Пошли ли по стопам отца?

- Мой младший сын работает вместе со мной. Он – моя правая рука и мой заместитель. Так что компания имеет преемственность.

- Вы достигли больших высот. Ваше имя можно поставить в один ряд с такими мировыми «монстрами», как Джим Маршалл или Дон Рэндалл.  Скажите, чтобы вписать свое имя в мировую историю музыки, каким человеком нужно быть? И каким руководителем?

-Я человек скромный и четко осознающий свои потребности. Я не считаю себя пока еще таким же воротилой мирового музыкального рынка, примеры которых вы привели. Но чтобы вписать свое имя в историю музыки, как мне кажется, обязательно нужно быть крайне трудолюбивым оптимистом

- Анализируя опыт предпринимательства, часто приходишь к выводу, что быстрые деньги сделать проще, «долгие» значительно тяжелее, а создать масштабируемую компанию, способную приносить прибыль ни одному поколению своих потомков,  удивительная редкость. У вас для этого, вроде бы, все есть: имя, бренд, репутация. Вы планируете сделать свою компанию на долгие годы? Планируете такую добрую и хорошую семейную историю бренда нескольких поколений, какую любят, например, на Западе?

- Ну я не думаю, что самые успешные компании начинали с того, что они придумывали будущее для своей компании. Это складывается скорее естественным образом: ежедневная кропотливая работа.

- А какими методами вы продвигаете свою продукцию?

- У нас есть сайт, на нем встроен форум, есть свои группы в социальных сетях. «Сарафанное радио» - по-прежнему наиболее эффективный метод продвижения нашей продукции. Честно признаться, у нас продвижение отстает от производства. Мы много работаем над имиджевой составляющей, доносим аудитории об оптимальном соотношении цены и качества в наших продуктах. Но резервы для более эффективного продвижения, безусловно, есть.

- Александр, ремонтируя радиэлектронику и креативя над новыми эффектами в гитарном усилении, в те далекие 80-е думали ли вы, что перерастете Пензу? Что создадите компанию мирового масштаба?

- Когда я начинал, частное предпринимательство было вообще вне закона. И конечно, в начале деятельности никаких амбиций у меня не было. Было лишь творчество. Другой город? Да разве я мог это представить?! Только по своим, только по знакомым. Ну а когда стало можно открывать кооперативы, постепенно начался выход на другие рынки, налаживались внешнеэкономические связи..

- А как вы считаете, вашу историю реально повторить в сегодняшнее время?

- Вот есть пример, когда много хорошеньких и умненьких  технических специалистов, инженеров и музыкантов сидят на форумах, разбирают схемы и устройства, но никто не может организовать подобную компанию. А все потому, что в сегодняшних условиях практически невозможно найти ни деньги, ни иные ресурсы. Когда мы начинали, были очень дешевые, почти дармовые детали с заводов, аренда копеечная была, транспортные расходы  существенно ниже. Сейчас, конечно же, в финансовом плане тяжелее.

- Скажите, а вот в текущем вашем производстве какие комплектующие вы преимущественно используете? Какое их количество локализовано в России?

- Все запасы Советского времени мы уже истратили, а сегодняшние современные комплектующие – это почти на 100% импорт. Конденсаторы мы получаем из Германии, тумблеры – из Франции и Японии. В России же это почти не производится, либо на уровне сборки из западных комплектующих, либо на западном оборудовании. То есть в России, к сожалению, есть лишь полуфабрикаты.

- Был вот я как-то на концерте Светланы Сургановой в Пензе, и она со сцены сказала, что до приезда в наш город знала о Пензе лишь 2 вещи: то, что у нас делают тренажеры для авиации (в чем заслуга, вероятно, Радиозавода), и торговую марку Yerasov, продукцией которой она пользовалась даже во время своих немецких гастролей. Вам приятно такое признание от известных музыкантов?

- Да, конечно. Нам одинаково приятно признание от каждого нашего клиента – будь-то профессиональный музыкант или начинающий гитарист. Мы считаем своей целью делать качественное оборудование для музыкантов разных уровней и стараемся эффективно присутствовать во всех занимаемых нишах.

- А еще какие известные музыканты входят в условный клуб почитателей продукции Yerasov?

- Все эти фигуры перечислены у нас на сайте. Это и Дмитрий Четвергов, и Вадим Тарасов, и Сергей Маврин, и Алексей Страйк, И Саша Поздняков; Кильдеев имеет нашу педаль... И многие другие. Если говорить о западных музыкантах, есть еще Виктор Смольский, он входил в 10-ку лучших гитаристов Англии, и сейчас его собственный музыкальный проект занимает ведущие позиции в британских чартах. Ему мы сделали именную педаль…

- Итак, вы получили признание в среде музыкантов, в бизнес среде (Александр Ерасов неоднократно побеждал на конкурсе «Бизнес-олимп» в номинации «Сделано в Пензе» - прим. ред.) Были ли в вашей жизни периоды «медных труб»? И если да, то как с ними справлялись?

- Нет, не было. И одно из составляющих моего пусть небольшого, но успеха, это то, что Бог уберег меня от такой непомерной тяги к потреблению, которая повсеместно наблюдается сегодня. То есть я лучше куплю станок какой-нибудь, вложу деньги в бизнес, чем, скажем, в автомобиль подороже. Конечно, всегда хочется лучше, но бизнес в приоритете.

И второе, выражение «знать себе цены» я понимаю не как «задирать нос», а как «относиться трезво и с достоинством к своему потенциалу и своим возможностям, без зазнайства».

- Как находите рынки сбыта в это непростое кризисное время? И какие качества позволяют вам развиваться, развивать свое производство, несмотря ни на что?

-  Разумеется, кризис ощущается. Кризис отражается на всех, но не сразу, а через какое-то время. Снижается покупательская способность населения.  Люди покупают сегодня, либо тратя свои накопленные сбережения, либо продавая свои личные вещи и продолжая покупать. Именно поэтому вторичный рынок также, скорее всего, вскоре ждет кризис.

Особенно остро мы ощущаем кризис в сегменте государственных закупок оборудования и в low-cost сегменте. Музыканты же продолжают так же приобретать оборудование, ведь это для них средство заработка и профессия. Музыканты скорее не будут покупать еду или одежду, но на оборудование тратиться будут. Также  мы совсем недавно заключили контракт на производство на наших мощностях оборудования по принципу OEM  для всемирно известного музыкального бренда Engl. Это сотрудничество способствует привлечению новых заказов: клиенты видят, что нам доверяет столь крупный музыкальный гигант, а значит, им тоже становится интересно работать с нами. Мы имеем свои представительства в Великобритании, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Франции. Наши усилители и другое оборудование регулярно получают высокие оценки и отзывы в мировой специализированной прессе для музыкантов, а также на специализированных выставках, которые мы регулярно стараемся посещать (например, выставка музыкального оборудования во Франкфурте, Германия). Кстати, один наш усилитель согласно оценке авторитетного британского музыкального издания в 2013 году получил звание «Усилитель года в Англии».

А еще я по натуре жуткий оптимист, и это качество, пожалуй, как раз и помогает мне развивать компанию и не останавливаться на достигнутом.

- Как вы сами охарактеризуете и опишите тренды музыкального производства сегодня? Меняется ли рынок? И меняетесь ли вы, адаптируясь к его требованиям?

- Конечно меняется. В частности, мы сейчас более ориентируемся на внешние западные рынки. Хотя сейчас объем внешнего рынка в общей структуре наших продаж составляет примерно 20%, предполагается, что эта цифра будет расти.

- Поделитесь планами на будущее?

- Есть такая пословица: «Хочешь насмешить Господа, расскажи ему о своих планах». Наше дело – работать, стараться, любить свое дело, любить  своих клиентов. Ну а дальше все зависит и от наших способностей, от наших возможностей и от условий, которые создается в нашем государстве, то есть от многих факторов. У нас планы какие? Вот, хотим новую педальку сделать. Она будет звучать так-то или так-то. Мы говорим о творческих планах. А так чтобы сказать, что мы, например, «хотим занять 3-е место по объему продаж усилителей в мире за три года», то такого точно нет.  То есть излишне амбициозных планов у нас нет.

-  Ну и напоследок, хотелось бы услышать пару советов для молодых предпринимателей, инноваторов, творцов о том, что нужно делать, чтобы добиться успехов в своем деле?

- Самое главное, это любить свое дело. Если занимаешься нелюбимым делом, ничего не получится, абсолютно. Ну а второе, это быть оптимистом, преодолевать трудности, не падать духом, понимать, что все это рабочие моменты. Набраться терпения, в общем.

- Огромное спасибо Вам за интервью, Александр Евгеньевич.

Беседовал: Антон Калинин.