Галина Турчак: Дизайн – это мост между инновациями и культурой

8.jpg

Архитекторы и дизайнеры – люди поистине не от мира сего. Их творческая мысль после зарождения может принимать поистине причудливые и неожиданные формы. Но именно эти люди привносят в нашу жизнь красоту и оригинальность, именно они больше всего радеют за привлекательность того, что нас окружает. Благодаря им улицы наших городов становятся краше и интереснее. К таким энтузиастам можно отнести и нашу собеседницу – руководителя архитектурной мастерской «Глагол» Галину Турчак. За 5 лет активной работы мастерская успешно развивается в нескольких направлениях: кроме непосредственно архитектуры это и дизайн интерьеров, и создание макетов (в этой отрасли «Глагол» является одной из ведущих компаний в стране), и дизайн общественных пространств. А еще, помимо этого, Галина является модератором и активным участником социальных проектов «Молодые архитекторы Пензы», «Зимняя школа «ДомInno» для школьников, «Посад» и многих других. Об этом и о многом другом мы и поговорили.

- Галина, какие основные направления деятельности были у мастерской, когда она  только была создана и что стоит во главе угла сейчас?

- Нам уже 5 лет, и с тех пор компания постоянно развивается. Мы начинали как студенческая мастерская и основной деятельностью были архитектурные проекты, дизайн интерьера, макетирование и полиграфия. Сейчас также сотрудничаем со студентами, но текучка людей сильно убавилась, специалисты работают больше трех лет. Мы стали одной из самых крупных и качественных макетных мастерских в России – это основной вектор нашей работы. Архитектурные проекты тоже ведем, но здесь главная задача – перевести специалистов Пензы и России на BIM-проектирование*, максимально автоматизировать процесс и снизить риски человеческой. Последнее время я много общаюсь с программистами и уверена, что только синергия нескольких специальностей решит сложные задачи. Мы анализируем большие данные по градостроительству и озеленению города, будем их визуализировать, чтобы горожане ориентировались в сложных чертежах и планировках.

- Мастерская "Глагол" считается первой и чуть ли не единственной мастерской в Пензе, которая настолько плотно занимается созданием макетов. Так ли это, и почему именно макетирование?

- Мой партнер и сооснователь «Глагола» Андрей Белов занимается макетированием семь лет, и под его руководством наше макетное подразделение с каждым месяцем наращивает темпы производства. Если четыре года мы закупали макетный антураж в Германии и тратили на это много денег, то сейчас мастерская создает свои маленькие деревья, машинки, людей качеством выше, чем продаются в магазинах. Отработан производственный процесс и разработка чертежей всего макета. Два месяца назад мы сдали макет памятника архитектуры в Москве, который весил 300 кг. и состоял из 7000 деталей. Это вообще уникальная, редкая и кропотливая работа, поэтому я очень горжусь своей командой. Мы отправляли свои макеты даже во Владивосток.

- Расскажите поподробнее о проекте "Посад", модератором которого вы являетесь. Как он зародился, в каком состоянии находится сейчас, каковы перспективы проекта? Проводятся ли какие-то мероприятия в поддержку проекта? В какие социальные проекты вы вовлечены помимо этого?

- "ПОСАД" – это социальный проект о городской среде Пензы, у нас было несколько работ внутри этого объединения: это концепция развития исторического квартала на ул. Ключевского, а также архитектурные объемные открытки, анализ парков и скверов города. Мы уже сделали карту парков и скверов Пензы. На данный момент дальнейшая судьба проекта пока не очень понятна, но мы надеемся, что работы будут продолжены.

Кроме этого, мы сделали еще один социальный проект «Молодые архитекторы Пензы», который существует уже 3 года. Мы организуем мастер-классы, лекции, семинары, привозим классных специалистов. Один из последних семинаров как раз был посвящен BIM-технологиям и параметрическому проектированию, в конце прошлого года по этой теме мы приглашали сильного преподавателя – практика по этому направлению и делали двухдневный семинар с утра до ночи.

Благодаря этим мероприятиям мы помогаем ребятам закрывать возможные пробелы в их знаниях и наращивать опыт.

- Артемий Лебедев разработал дизайн-код Москвы. Как вы считаете, можно ли в существующих условиях сделать что-то подобное для Пензы? Каковы вообще, на ваш взгляд, тенденции развития в Пензе внешнего облика города и организации общественного пространства в нем?

- Все добрые намерения и предложения должны соблюдаться, без правовой основы они несут рекомендательный характер. Необходимо формировать ценности и вырабатывать вкус и профессиональную осознанность. Я считаю, что любой объект, начиная от простой лавочки и заканчивая Драматическим театром должен объединять в себе три истины – в архитектуре это Польза / Прочность / Красота, а в нематериальном мире это Этика / Эстетика / Прагматика. Посмотрите на здание и любую вещь через эту призму, и сразу станет понятно чего не хватает и как изменить к лучшему.

Цивилизация дает нам инструменты – технологии, медиа, интернет, а культура должна транслировать ценности (этику), отвечать на вопрос "Зачем мы это делаем?". Можно создать красивые набережные с гранитными берегами и жилыми комплексами или модные парки, которые не отличишь друг от друга. А что тогда воспринимать? Как воспринимать? Я не против цивилизации, но я за культуру.

Поэтому любой дизайн-код можно применить и успешно использовать, если общество ответит для себя на эти вопросы и будет готово к изменениям.

- Поскольку наш журнал посвящен инновациям в любом их проявлении, хочется узнать, какие пути и перспективы развития в этом плане вы видите у своей мастерской в частности, а также в архитектуре и дизайне городов (и конкретно, Пензы) в ближайшее время.

- Перспектив масса, и они меня завораживают! Я уверена, что дизайн – это мост между инновациями и культурой. Мы можем за счет визуальных данных объяснять сложное. С помощью BIM-технологий архитекторы и смежные специалисты могут проектировать в одном рабочем поле, а чертежи создаются автоматически. У нас останется больше времени заниматься сутью и этикой, и не тратить время на перечерчивание и сведение данных. 3D-принтеры и ЧПУ-станки дают возможность прототипировать и пробовать невероятно сложные объемы, а роботы сами печатают готовые здания и сложные элементы.

Пенза может гордится своими ЦМИТами и технопарками, многие города не имеют такой производственной базы. У нас много значения уделяется образованию школьников в инновациях, и это меня радует. Мы живем в век удивительных открытий и возможностей, и главное – не потерять культурные коды и знать, что это всего лишь инструменты для передачи ценностей другим поколениям.

А свое дело нужно стараться постоянно воспроизводить, сохранять и продвигать вперед.

Беседовал: Максим Морозов

 

BIM-проектирование – процесс информационного моделирования объекта (здания или иного) на основе единой базы данных, главным продуктом которого является "проект", а второстепенным чертежи и архитектурная визуализация.