Игорь Алтарев: Большие объемы производства – наше преимущество

IMG_9607.JPG

Компания «Мастер-Пак» сегодня обслуживает огромное количество предприятий Пензы, которые своими оптовыми отгрузками на всю Россию прославляют предприятия нашей Пензенской области, выполняя важную часть «теневой производственной цепочки» - создает упаковку.

О том, как создавалась компания, как наращивались объемы производства и как удалось стать лидером Пензенского рынка упаковки, мы поговорили с генеральным директором компании «Мега-пак» Игорем Владиславовичем Алтаревым. 

- Игорь Борисович, глядя на масштабы вашего производство, оно кажется безразмерным и каким-то невероятным. А можно немного в цифрах о вашем производстве?  (Сколько сотрудников? Каковы производственные площади? Каковы объемы выработки?)

-  Говоря о цифрах, можно привести следующие: у нас на данный момент совокупно 13 000 кв.м. производственных площадей, до конца декабря станет уже 15 000 кв.м., ежедневно в нашем производстве отгружается и приходит 10 фур (3 фуры сырья приходит, 7 фур готовой продукции уходит), а сотрудников работает около 300. Мы работаем круглосуточно, ведь только так мы можем обеспечить потребности наших клиентов. 

- А как компания создавалась? Почему вдруг решили заняться? Был неудовлетворенный спрос?

- Раньше мы активно занимались оптовой дистрибуцией товаров бытовой химии. Проанализировав опыт многих производителей и продавцов, работающих на пищевом рынке или рынке производства товаров бытовой химии, мы увидели, что многие из них открывают дочерние предприятия и самостоятельно занимаются производством упаковки.

Так, все обдумав, а еще имея богатый 15-летний опыт ведения бизнеса, мы решили вложиться в производство упаковки. Так, в 2010 году появилась компания «Мастер-Пак», и в тот же период мы приобрели оборудование, первую конвейерную полностью автоматизированную линию производства гофрокартона, которого не было больше ни у кого в городе. Сначала многие Пензенские фирмы не хотели с нами сотрудничать, думая, что мы наше производство такое же, как и у всех, а значит, упаковка непрочная, и пользоваться ей можно только при несложных доставках, в противном случае велика доля возврата. Но мы сумели убедить клиентов, прежде всего, качеством нашей продукции.

Потом мы распространили свой бизнес и на другие регионы. Предварительно изучив рынок в Самаре, Тольятти, Ульяновске, Саранске, Саратове, мы увидели там огромные перспективы, т.к. их средний бизнес тоже нуждался в упаковке и не всегда эти потребности решали как крупные федеральные производители, так и более мелкие местные. А мы смогли их решать…

- И как выдерживали бешеную конкуренцию на рынке?

- Мы начинали, отвоевывая рынок у крупных «полумонополистов» за счет предложения продукции схожего качества и по схожим ценам, однако мы изготавливали его быстрее и оперативнее реагировали на потребности клиентов, минуя бюрократические проволочки, что неизбежно при взаимоотношениях с крупными заводами. Сейчас мы уже сами стали крупными, и совсем уж мелкие или индивидуальные заказы нам стали неинтересны.

- А за счет чего именно вашей компании удалось выделиться в потоке конкурентов, заняв лидирующие позиции в Пензенском регионе?

- Еще 5 лет назад мы не были таким большим производством, каким являемся сегодня, но своевременно и верно сделанные инвестиционные шаги позволили нам приобрести оборудование, которого не было и нет у многих конкурентов до сих пор. Это оборудование позволило нам задать планку качества продукции, эквивалентного большим производствам.

Мы никогда не снижали требования к качеству продукции, стараясь улучшать производство. Именно поэтому, я думаю, мы и развиваемся, а нам доверяют все более серьезные клиенты. В настоящее время мы подписываем контракт на производство гофроупаковки с Нижегородским масложировым комбинатом, известным всей стране как производитель и владелец торговых марок майонезов «Ряба» и «Сдобри», и т.д. Эта очень крупная структура смогла доверить нам работу подписание контракта только после тщательных проверок нашего производства, производительности оборудования, оценки качества, оценки выполнения санитарных норм и охраны труда на предприятии. И мы все проверки прошли!

- А в Пензе какой клиент заказывает вашу упаковку?

- В Пензе очень развиты кондитерский кластер, мебельный кластер. Они везут свою продукцию по всей России, и им нужна качественная упаковка,  которую мы и производим. Упаковка должна обеспечивать сохранность товаров, она должна быть не только крепкой, но и красивой. И все это достигается только за счет применения хорошего оборудования (побывав на производстве компании «Мастер-Пак» мы собственными глазами увидели несколько конвейерных линий, одна из которых, длиной около 100 м. действительно впечатлила – Прим. Ред.).

- В чем состоит особенность вашего оборудования, о которым вы так много говорите?

- Уникальность нашей автоматизированной конвейерной линии по производству гофроупаковки состоит в том, что нагрев бумаги осуществляется не с помощью электроэнергии, как у многих, а с помощью пара. За счет этого увеличивается производительность в несколько раз. К примеру, скорость производства наших конкурентов в Пензе где-то 25 м. в минуту, а наша производительность – 150 метров в минуту.  Ширина гофроагрегата у нас 1,6, у остальных – немногим больше метра. Все эти особенности позволяют быть производительнее, а также изготавливать ряд специфичной продукции, для изготовления которой у других просто нет возможностей.

- А где вы брали специалистов? Как обучали? Увидев масштабы вашего производства и то, что каждый на нем выполняет строго свою функцию, есть ощущение, что не так-то просто постичь все нюансы такого производства?

- Вы правы, мы много вкладывались в обучение производству, приглашали специалистов, которых в России не так-то и много, поскольку обучают производству упаковки лишь в нескольких местах, а именно, есть ВУЗ в Санкт-Петербурге и есть школы на Украине и в Перми.

- Какими особенностями должна обладать упаковка, чтобы быть востребованной на рынке?

- Во-первых, как я уже говорил, качество упаковки должно быть сопоставимым с лидерами рынка – крупными комбинатами, а цена также должна соответствовать. Во-вторых, и это очень важно, это дизайн упаковки. И если мы делаем не хуже, но быстрее реагируем, то мы получаем своего клиента. В-третьих, наша упаковка – полностью экологически чистый продукт, а остатки продукции и брак подлежат почти на 100% повторной переработке.

- А почему именно специализация на бумажной и картонной упаковке? Не планируете развивать производство упаковки другого вида?

- Рынок гофроупаковки – это серьезный и интересный рынок, который в России, в то же время, пока серьезно отстает от серьезных европейских и мировых держав. И тут еще много перспектив и ниш, которые еще можно осваивать. Так что вариантов развития на этом рынке очень много.

По поводу других рынков можно сказать, что совсем недавно мы начали делать из многослойной бумаги мешки для упаковки строительных смесей и цемента. В данный момент мы наладили производство упаковки для нашего крупного производителя «Азия Цемент». Работаем и с другими компаниями строительного рынка, и мы готовимся к росту этого рынка, который должен последовать после текущего некоторого простоя, вызванного кризисом.

- Игорь Владиславович, опишите, пожалуйста,  вкратце для наших читателей вашу производственную цепочку. Очень хочется понимать тонкости и нюансы такого объемного производства.

- В начале мы закупаем на наши склады сырье. Это такие бобины с бумагой весом около 1 тонны каждая. В день на нужды производства у нас уходит 40 таких бобин , а наш склад позволяет держать двухмесячный резерв запасов, которые постоянно пополняются. 

Далее бумага попадает на конвейерную линию, где подвергается ряду операций (подгонка, резка, склейка, нанесение печатных красок, прессовка, упаковка в готовые изделия). После выполнения этих операций продукция сушится. И спустя какое-то время поступает на отгрузку. Все производство максимально автоматизировано, работает круглосуточно и без выходных, а малейшие простои в работе чреваты потерей серьезной прибыли. Поэтому круглосуточно у нас работают не только рабочие, но и слесари по ремонту оборудования и инженер, задача которых – обеспечить беспрерывную работу оборудования и своевременное устранение поломок.

Если кратко, то гофрокартон – это два бумажных «лайнера» и «флютинг» (бумага для гофрирования). Этот «флютинг» является, по сути, арматурой, к которой крепятся «лайнеры». Такая упаковка отличается высокой прочностью при малом весе, что и нужно нашим клиентам. Такую упаковку и технологию ее производства придумали американцы, и с развитием технологий производство упаковки превратилось в целую науку.

- Вы активно работаете не только на Пензенскую область, но и на другие регионы России. Как устроена логистическая цепочка с вашего производство на конвейер в другие области?

- У нас есть правило в компании исполнять любые заказы в течение 5 дней. Мы обычно выполняем их и раньше, поэтому наши клиенты, в том числе и из других областей, уверены, что максимум в течение 5 дней они свой заказ получат.

- Есть ли у вас стратегия развития компании на долгосрочную перспективу с учетом нынешнего кризиса? И как вы охарактеризуете влияние кризиса применительно к вашей отрасли?

- Если вы посмотрите статистику, то вы увидите, что в отличие от тех производств, которые сейчас, к сожалению, просто встали на месте,  целлюлозно-бумажная промышленность по итогам предыдущего года выросла достаточно серьезно (примерно на 25%). Во многом благодаря развитию этой отрасли показатели Пензенской области в 2015 году были не минусовыми, а плюсовыми, т.к. у нас есть фабрика «Маяк», которая делает бумагу, а есть наша промышленность, то есть компании, занимающиеся производством гофроупаковки.

Связано это с тем, что промышленность в России (в том числе пищевая, мебельная и т.п.) после развала СССР поднималась практически с нуля, а потенциал для ее роста до сих пор очень высок. В рамках стратегии импортозамещения такая промышленность получила новые импульсы к развитию, ну а нас как компанию, обслуживающую промышленность, эти тренды затрагивают также самым прямым образом.

Недавно я был в Германии, и хочу сказать, что только в одном Мюнхене производителей гофроупаковки едва ли не больше, чем во всей нашей стране. Это говорит о том, что у нас по сравнению с Европой гораздо менее конкурентный рынок. Это связано, как я уже говорил, с тем, что очень мало квалифицированных специалистов, почти отсутствуют профессиональные учебные заведения, а опыт работы передается «из уст в уста» путем наглядной демонстрации. Эти нюансы растягивают запуск нового оборудования минимум на 3 года. Поэтому перспективы роста рынка несомненно имеются.

- А что бы вы посоветовали  компаниям малого бизнеса, у которого нет таких производств, как у вас? Как развиваться в этот кризис? Как бороться с такими монстрами, как вы?

- Тут особо и не надо тягаться с нами. Конечно, если ты хочешь быть очень крупной компанией, – это одна ситуация. Но если ты – небольшая компания, то и здесь можно развиваться. Нам вот уже не интересны заказы на 500-1000 шт. коробок, а такая потребность на рынке есть у более мелкого бизнеса, и она довольно распространена. Причем эти заказы интересны как с точки зрения поиска чего-то необычного, креатива, так и с точки зрения прибыли. И тут можно работать и зарабатывать.

К тому же, есть вариант развития за счет специализации на конкретной номенклатуре изделий, особенно там, где велика доля ручного труда (такая продукция тоже является востребованной на рынке). Да и, как я уже говорил, рынок упаковки в принципе в России пока еще развивается и далеко не достиг мирового уровня. Поэтому в любом упаковочном сегменте, не обязательно в гофроупаковке, а, скажем, в пластиковой упаковке, еще есть много возможностей для оригинальных и рабочих бизнес-идей.