Илья Иссаков: «Сладости – это радость!»

080416_Penza_450.jpg

Инновационные технологии сегодня присутствуют практически в каждом бизнесе. А какие инновации могут быть в кондитерском деле? Современное оборудование? Рецептура? А может, что-то еще? Об инновационном пути развития пищекомбината «Бековский» нам рассказал его директор Илья Игоревич Иссаков.

Илья Игоревич Иссаков родился в Пензе в 1969 году. В 1991 году закончил ПГПУ им. В.Г. Белинского получив квалификацию «Учитель истории». Предпринимательскую деятельность начал в 1992 году, а спустя десять лет приобрел в собственность Бековский райпищекомбинат, реконструировал его, а затем развил на нем производство кондитерских изделий. Кроме того, Илья Иссаков является известным благотворителем в г. Пенза.

Илья Игоревич, Вы известный и очень активный предприниматель в Пензенской области. Как Вы пришли к кондитерской деятельности, а главное, как появился «Бековский пищекомбинат»?

Если честно, то к этой деятельности я пришел случайно. В 90-х годах я занимался предпринимательской деятельностью, поставлял бензин в различные организации, а расплачивались со мной кондитерской продукцией – пряниками и печеньем, затем все это приходилось перепродавать в Москве. А потом кто-то посоветовал мне заняться производством; поскольку в детстве я любил ириски и конфетки «коровка», то недолго думая, решил, что именно производить. Сначала в Пензе основал маленьких цех, а потом услышал, что в Беково продают производство с 50-летней историей. Приехал, оценил обстановку, подумал, если приложить руки, то можно что-то получить. Рискнул. Получилось. Правда, на восстановление и запуск ушло около 10 лет.

Многие интересуются, не думал ли я сменить деятельность? Нет, не думал. Зачем, если мне это нравится и приносит доход?

Что касается общественной деятельности. Вы оказываете поддержку многим фондам, как Вы выбираете, кого нужно поддержать?

Я - сторонник стратегии малых дел и, по мере возможностей, стараюсь поддерживать людей, которые хотят изменить жизнь вокруг себя к лучшему. Помощь может выражаться в материальных и нематериальных вещах, например, «Гражданский союз» делает неплохие дела, и почему бы не помочь юным умникам со стипендией? Или пример другого вида помощи: я преподавал в школе социального предпринимательства ЦИСС, передавал свои знания и опыт, а в этом году буду наставником в бизнес школе академии «Ростум».

Вот так, шаг за шагом, мы и меняем мир вокруг.

Илья Игоревич, помимо того, что Вы – успешный предприниматель и общественник, Вы еще и председатель совета кластера «Союза пензенских кондитеров». Вы много говорили о пользе данного проекта. Ваше мнение не изменилось? Какие успехи достигнуты за время существования кластера?

Нет, не изменилось. Да и разве может поменяться мнение о том, что существует объективно вне наших представлений?

Кондитерские предприятия в Пензе, были и развивались еще до появления кластера. Но познакомились и подружились мы только тогда, когда нас собрал «Союз пензенских кондитеров» Это главное достижение кластера. Благодаря его работе, получилось установить коммуникацию между конкурентами, сейчас мы все дружим и иногда даже отдыхаем вместе. Совместная деятельность предприятий сыграла важную роль во время экономических кризисов, мы не закрылись, а продолжили работать и развиваться.

И, кстати, активное развитие кондитерских предприятий в Пензе, привело к тому, что московские компании федерального уровня, ориентированные на поставку кондитерских ингредиентов, стали открывать в нашем городе свои филиалы.

Вы достаточно активно посещаете различные мероприятия. Какие можете отметить?

Мне нравятся любые мероприятия, где есть живое общение коллег. Для меня сейчас важно реальное общение с практиками. Нравится формат Бизнес-клуба. Это место, где есть возможность общаться, говорить, обмениваться положительной энергетикой.

Как на счет инноваций, есть ли им место в кондитерском бизнесе? Если да, то какие они?

Весь путь развития крупных компаний можно считать инновационным.

Начинается все, фигурально выражаясь, с «гаражей». Маленькое производство основывается дома на кухне с одной-тремя печкам и ручной лепкой пряников, а со временем вырастает в большое производственное предприятие с самым передовым оборудованием. Дальше предприятие развивается и выходит на другие рынки. А вслед за развитием кондитерской отрасли, начинают развиваться и другие сферы. Например, в Пензе, когда я начал заниматься производством, не было производства гофрокартона, новую коробку просто неоткуда было взять. Вслед за кондитерской отраслью стали развиваться другие: снабженческая, транспортная, сбытовая.

Вокруг развивающегося бизнеса сразу много чего интересного появляется. Разве это не инновационный путь развития, когда на ровном месте не было ничего и вдруг много нового, нужного и взаимосвязанного?

Сейчас много внимания уделяют складской логистике, это тоже своеобразная инновация. Люди строят современные складские комплексы. Звучит не интересно, но по факту. это очень важно, когда в помещении идеально ровные полы, компактно расположены стеллажи, современные погрузчики.

Еще сегодня выходят вперед информационные технологии, т.е. бизнес переходит на другой уровень взаимоотношений со своим покупателем. Я считаю, что это тоже инновация, ведь когда-то мы накладные через копирку выписывали.

Илья Игоревич, ранее Вы говорили, что кондитерский бизнес очень стабилен, и вход новым игрокам затруднителен. Как сейчас с этим обстоит дело?

Палка о двух концах, ситуация в конце 90-х годов и ситуация сейчас - разные. И кондитерский бизнес ничем особо не отличается от других видов бизнеса. Конечно, раньше это было поле не паханное, со временем увеличилась плотность, конкуренция.

Но чем сложен этот бизнес и, одновременно, что дает новым игрокам выстрелить – это креатив. В нашем бизнесе присутствует большой элемент творчества. Есть постоянные возможности для новых форм, вкусов, упаковки. Ведь, сладости – это праздник, это удовольствие. Люди склонны к разнообразию, они хотят пробовать новинку, поэтому большой процент покупателей – инноваторы. Ведь инноватор – это не только производитель или бизнесмен. Именно на покупателей – инноваторов могут сыграть стартапы, например, сало в шоколаде, на выставке «Украина презентовала»

Между прочим, в кондитерке, как в мире моды, есть сезоны, тренды, сейчас очень актуально сочетание мяты и шоколада.

Если не секрет, Вы работаете сейчас над какими-то новинками, которые «взорвут рынок»?

Абсолютно всем производителям очень хочется создать бомбу, и все люди, которые работают в этой сфере, постоянно занимаются разработкой чего-то нового. Даже если они в этом не признаются, в душе всем хочется создать кондитерский айфон. И я этого хочу; про свое предприятие могу сказать, что каждую неделю идут дегустации чего-то нового. Это могут быть новинки по составу, новые виды сырья и т.д.

А экскурсии на предприятии проводятся?

Раньше проводили для детей, сейчас -нет. Не из-за того, что не хочу, или мне есть, что скрывать. Существуют определенные санитарные правила и нормы, кстати, одна из наших последних новаций: мы активно внедряем систему менеджмента качества и пищевой безопасности, основанной на принципах ISO22000. Упорно работаем, чтобы добиться за год уровня пищевой безопасности мирового уровня. Наше производство ни в чем не должно уступать мировым стандартам.

Мы обязаны осмотреть человека, прежде чем он зайдет на производство, попросить снять все украшения, убедиться в отсутствии респираторных и других заболеваний. Сотрудник обязан быть в головном уборе и халате, обязательна дезинфекция. Если мы выдвигаем высочайшие требования пищевой безопасности к своим сотрудникам и самим себе, то как можно повести толпы через пищевое производство?

Я сам очень люблю промышленный туризм, был на фабриках в Австрии, Турции, Японии, Китае. Считаю это дело абсолютно правильным – это один из самых лучших способов формирования лояльности к местным брендам. Если бы сейчас я мог построить заново производственные корпуса, то я бы сделал смотровые галереи, отделённые от основного производства. У меня в мечтах это есть.

Илья Игоревич, как Вы думаете, в Пензе существуют кондитерские производства, которые лучше Вашего? Если да, то какие?

Конечно, существуют, и не надо этого стесняться. У каждого кондитерского производства есть своя изюминка. А если предприятие работает уже 20 лет, то однозначно оно в чем-то лучше твоего. Есть производства, лучше оснащенные технически, есть те, где огромный поток новинок. И я охотно признаю силу своих коллег по цеху.

Могу назвать конкретные компании, например, «Sweet life» в Мокшане, у них самое современное технологическое оборудование. «Остров изобилия», по моему мнению, производят самые вкусные пряники. «Русский кондитер» думаю, лучше меня в жевательном мармеладе. В компании «Мирослада», вообще, очень высокая культура всего бизнеса.

По поводу специалистов. Большинство работников пищекомбината имеют пензенское образование или Вы кого-то приглашаете?

Хороший вопрос. Рабочий поселок Беково – 8000 человек, думаете много там специалистов?

На самом деле не имеет большого значения наличие профильного образования. Я – учитель истории по образованию, но достаточно хорошо разбираюсь в технологии сахаристых кондитерских изделий. Я могу сам сварить мармелад. У меня в руководителях производства только один человек имеет профильное образование. Есть учителя истории и начальных классов, бывшие паспортистки, медсестры. Мы поддерживаем группу кондитеров в Беково, берем к себе на практику, они признают, что, работая у нас узнают гораздо больше, чем из теоретического курса.

Почему стоит покупать «Бековские сладости», если опустить рекламу?

Моя речь сейчас будет похожа на пропаганду (смеется). Потому что это продукт, в который мы вкладываем свою душу. Я этим занимаюсь, и я этим болею, поэтому для меня это бескомпромиссный продукт. Там нет никаких консервантов и красителей. Для нашей брендовой продукции мы используем продукты высшего качества, покупаем настоящее сливочное масло. Мармелад черносмородиновой – там яблочное пюре и протертая ягода замороженная – черная смородина. Это то, что можно есть, этим я кормлю своих детей.

Когда говорят, расскажите, чем полезны Бековские сладости – да ничем они не полезны, когда продукт содержит большое количество сахара, говорить о его пользе нельзя. Вот съел человек, улыбнулся, вкусненько, настроение поднялось. Мы опосредовано улучшаем людям настроение, и они дольше живут.