Новый углеродный материал в эндопротезировании

 кибиткин.jpg

Работа главного травматолога-ортопеда Пензенской области, заведующего травматологическим отделением Пензенской областной клинической больницы имени Н. Н. Бурденко Андрея Кибиткина в соавторстве с представителями медицинского института ПГУ и кластером «Биомед» удостоена диплома, врученного ему в апреле на XI Всероссийском съезда травматологов-ортопедов, в Санкт-Петербурге.

Редакция журнала «Инноватор» побеседовала с Андреем Станиславовичем, чтобы узнать из первых уст обо всех деталях и перспективах нового уникального медицинского изделия, разработанного в Пензе

- Андрей Станиславович, поздравляем с признанием в научном сообществе. Скажите, как долго шли к нему?

- Путь, на самом деле, был долгим. Даже не помню уже, с какого года длится вся эта история. Могу сказать, что уже около 10 лет назад компания «МедИнж» защитила возможность использования данного материала в производстве клапанов сердца и целом ряде протезов патентом РФ. В настоящее время клапан сердца из углеродистого материала уже успешно изготавливается и реализуется компанией «МедИнжа» по всей России и на экспорт в другие страны. Я, как практикующий врач-травматолог, в первую очередь, принимал участие в деятельности (она началась примерно 5 лет назад в сотрудничестве с Минпромторгом и Пензенским Медицинским Институтом, разумеется, под патронажем «МедИнжа»), направленной на развитие применения углеродного материала в создании протезов в той области, в которой непосредственно работаю. Мы получили грант и начали работать над разработкой целого ряда протезов с использованием материала, в том числе протезов коленного сустава, локтевого сустава, плечевого сустава, а также тазобедренного сустава, который и фигурировал в докладе. Все эти разработки подвергались сложным математическо-инженерным расчетам, были апробированы и испытаны, а сейчас готовятся к активному применению. А вот протез тазобедренного сустава из углеродного материала стал первым прошедшим все процедуры регистрации и по факту готов к производству и продаже.

-  Насколько вообще сложный и затратный по времени и финансам процесс разработки и вывода на рынок нового медицинского изделия?

- Очень сложно. Колоссально сложно. Любые эпитеты пригодны! Это направление требует как огромных интеллектуальных вложений, так и понимания биомеханики, биологии, анатомии… И материально это многие десятки и сотни миллионов рублей, без преувеличения!

- Теперь о вашем новом материале. Расскажите простыми словами принцип и особенности его работы?

- Если в двух словах, то уникальность разработки состоит не в уникальности материала по своей сути, а в том, что его удалось получить в достаточно большом количестве, для того чтобы создать из него цельное изделие, а не просто покрытие, что ранее уже применялось. Сам же материал – это пироксид углерода, вещество, которое получается в пиролизном реакторе путем кристаллизации самого распространенного минерала в природе – углерода. А поскольку углерод является структурным элементом живых существ, то не имеет каких-либо аллергенных и раздражающих факторов, то есть бесконфликтно принимается человеческим организмом.

- Какие конкуренты у данного материала? В чем его преимущества и недостатки? Отсюда – какой прогноз вы сделаете относительно перспектив данного материала на рынке?

- Разумеется, решение о том, когда и как запускать данную разработку на рынок, стоит принимать производителям (то есть «МедИнжу»), но мы (травматологи-ортопеды) как конечные заказчики видим в этом продукте большие перспективы. Правда утверждение, что этот материал превзойдет в протезировании все остальные, пожалуй, будет слишком самоуверенным, поскольку ни один из известных сегодня материалов не смог вытеснить остальные. У каждого материала есть свои достоинства и свои недостатки. В частности, сейчас очень распространена «пара трения» из металла и полиэтилена как наиболее простое, бюджетное, и при этом, эффективное решение. А вот сочетание «керамика-керамика» очень долговечное и качественное, но уже несколько более дорогое. Именно сочетание «керамика-керамика» несет в себе минимальный износ, являясь золотым стандартом сегодня по длительности работы, и именно эту пару мы сравнивали с нашей разработкой. Так вот, согласно исследованиям, наша пара трения «углерод-углерод» качественно превосходит лучшую в настоящий момент – керамическую.  

- А как насчет цены нового продукта?

- Цена – это вопрос не ко мне. Изделия пока нет на рынке, и ни одного факта его купли-продажи пока не было. К 2020 году «МедИнж» планирует начать продажу данного изделия, вот тогда и посмотрим.

- Приступая к разработке нового изделия, откуда черпали вдохновение и сведения о потребности? Проводили какие-то маркетинговые исследования?

- Я участвовал в данном проекте как доктор, как человек, который знает, что нужно получить на выходе от данного изделия. Математическим моделированием, проектированием изделия занимались специалисты компании «МедИнж», а я их консультировал, помогал по части врачебной хирургической практики. Вот такой симбиоз идей всех участвующих в процессе и вдохновил всех нас.

- Какой вам видится роль МедИнжа и кластера «Биомед» в дальнейшем продвижении нового материала на рынок?

-  Конечно, эта роль решающая. «МедИнж», как я уже говорил, владеет патентом на использование материала, а значит, это единственное предприятие, которое юридически может производить данный продукт. Оно же (при поддержке кластера «Биомед) будет заниматься и реализацией данных продуктов на рынке. Как я уже говорил, первым на рынке уже совсем скоро мы увидим протез тазобедренного сустава с парой трения «углерод-углерод»: «МедИнд» уже активно занимается разработкой стратегии его продвижения.

- И последний вопрос. Считаете ли вы, что инновационная медицина сейчас переживает новую волну и в ближайшем будущем нас ждет прорыв, который сильно поднимет уровень оказания медицинской помощи населению?

- Я бы хотел мысленно немного «откатиться» назад и вспомнить начало своей работы: это было в начале 2000-х годов, что как раз совпало с бумом в развитии травматологическо-ортопедической науки в России. Отчасти это было связано с тем, что мы начали перенимать технологии, которые наши коллеги создали за рубежом, отчасти стали эффективно работать наши научные центры. И на протяжении этих 15-20 лет мы уже стали свидетелями колоссального развития нашей области, когда использование эндопротезов коленного, плечевого, тазобедренноо сустава фактически из сферы инноваций в медицине превратилось сегодня в рутинную операцию, о чем люди, страдающие данными патологиями, могли только мечтать лет 25-30 назад. Сейчас эндопротезирование превратилось в тиражируемую технологию, которая позволяет больным получить новое качество жизни благодаря этим изделиям.

Что же касается сравнения нашей инновационной медицины с западной, я считаю, что у нас многое получается, многое есть: идеи, руки, понимание тенденций, практика... Однако финансовые возможности наши, к сожалению, не дотягивают до уровня передовых зарубежных стран. И в этой связи политика импортозамещения, а также работа таких предприятий, как «МедИнж», – очень важное условие в изменении тенденций в развитии отечественной медицины.