Эндокарбон: история приспособления к человеческому организму

bb4280788d548f30a75f0bd332872d0d.jpg

ООО «Эндокарбон» уже более 14 лет успешно разрабатывает и производит высокотехнологичные медицинские изделия для ортопедии, травматологии, вертебрологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Компания является резидентом технопарка «Рамеев» и вошла в ТОП-10 лидеров рейтинга инновационно активных предприятий Пензенской области в 2018 году.

Об инновациях в продуктах компании, ее технологическом оснащении мы и поговорим с генеральным директором ООО «Эндокарбон» Сергеем Геннадьевичем Миловым.

- Сергей Геннадьевич, здравствуйте. Со стороны все, что делают в ЗАО НПП «МедИнж», выглядит сюжетом фантастического фильма: чистые белые лаборатории с сосредоточенными сотрудниками в масках, бесшумно работающее оборудование. Возникает ощущение, что ты не в Пензе, а где-нибудь в Японии, а вы производите что-то сверхсекретное. Что вы делаете для этого с идеологической точки зрения?

- Никаких сверхсекретов у нас нет. Вы сами можете видеть работу каждого участка и специалиста. У нас новейшее оборудование и инновационные технологии. Разработка ведется в Пензе высококвалифицированными специалистами, чем я особенно горжусь, что позволяет конкурировать на рынке с иностранными производителями. Нашепроизводство оснащено новейшим оборудованием, а благодаря эффективным технологическим процессам и системе менеджмента качества мы соответствуем современнымстандартам, а при таких условиях одинаково будет работать что пензенский, что японский специалист.

- Я слышал про такое словосочетание: «наноуглеродный композит – пара трения углерод-углерод с высокой износостойкостью». Расскажите, почему это действительно круто?

-Этот материал в том виде, в котором мы его применяем, делается только в России и только в Пензе. Он известен и в США, но там он используется только в виде напыления. У него есть уникальные и полезныев эндопротезированиисвойства.Материалнейтрально ведет себя в организме человека, поскольку изготовлен из абсолютно чистого углерода. Коэффициент трения в паре углерод-углерод минимален, благодаря чему полностью отсутствуют частицы износа и риск причинения вреда организму.

- А какие еще материалы вы используете в изготовлении протезов?

- Титановые сплавы. Еще используем Peek (полиэфирэфиркетон) -полимер, обладающий великолепными механическими свойствами. Егопреимущество заключается в том, что по своим параметрам он крайне схож с человеческой костью.

- Итак, вы делаете протезы, а по факту помогаете людям забыть о том, что они управляют своим организмом так, как будто в нем и нет инородного элемента. С научной точки зрения – какой процент отклонения от эталона допустим в производстве? И были у вас когда-либо случаи брака? Как осуществляете контроль качества?

- Существуют определенные стандарты, которые указывают, какой анатомической формы и размера должны быть эндопротезы. Что же касается случаев брака, то, конечно, они возникают, но благодаря системе менеджмента качествабрак выявляется на следующем производственном этапе, что исключает его появление в готовом изделии.

- Все эти 14 лет нахождения на рынкеваша компания приспосабливается к человеческому организму. Он как источник вдохновения вам нравится? Или он чересчур капризен?

- Скорее организм человека – источник вдохновения для врача, который является источником вдохновения для нас. Конечно, наши специалисты присутствуют в операционных,фиксируют замечания и предложения хирургов. Хочу отдельно обратить внимание на то, что процесс разработки, испытаний, производства и вывода на рынок одногомедицинского изделия длительный и трудозатратный, поэтому вдохновение вдохновением, но идет постояннаякропотливая работа. 

- А какой вообще цикл создания нового медизделия?

- Первоначально мы работаем с врачами, изучая их пожелания и находим рабочую идею создания нового импланта. Затем инженеры разрабатывают 3D-модели, согласовывают с врачами их технические характеристики. Далее производится партия имплантов для проведения доклинических и клинических испытаний. В год мы можем освоить в среднем 3 новых изделия. И после получения регистрационного удостоверения, которое подтверждает безопасность изделия, его можно поставлять в лечебные учреждения.

- Кто выступает инициатором новой разработки: врач приходит с идеей или вы к нему?

- Зачастую инициатива идет все же от врача. Каждый врач - человек творческий, он полон идей, и, если он видит российского производителя, способного воплотить его задумку, то охотно делится идеями. Так и мы: находим идеи, изучаем аналоги, если таковые имеются, и создаем современное медизделие.

- Вы выпускаете протезы для разных областей медицины. Над новыми моделями работают одни и те же конструкторы? И как им удается так глубоко войти в тему?

- Да, одни и те же. У нас в Эндокарбоне небольшое конструкторское бюро, но все наши люди давно работают вместе и поэтому могут все: наши конструкторы универсальны!

- Наши пензенские вузы реально справляются с подготовкой таких специалистов?Или приходится жестко «хантить» кадры из других регионов?

- Нет, наших кадров вполне хватает. Однако в пензенских вузах не учат разработке эндопротезов. Главное, чтобы человек умел работать в системах автоматического проектирования, далее мы его готовим как специалиста, понимающего анатомию и биомеханику основных суставов.

- Хорошо. Давайте поговорим о ваших новинках. Недавно прошел очередной Инномед. Презентовали ли вы там что-то новое?

- В этом году вышел новый тотальный эндопротез локтевого сустава. Еще мы начали разработку протезов для ЧЛХ, планируя полностью заменить импортные аналоги. Кроме того, на Инномеде мы презентовали нашу линейку межтеловых «кейджей», содержащую продукты для всех отделов позвоночника.

- А можно рассказать, что такое «кейдж»более простым языком?

- Между позвонками есть межпозвоночные диски, которыесо временем они истончаются. После их разрушения, когда позвонки начинают соприкасаться друг с другом, у человека происходит потеря подвижности конечностей, возникают болевые синдромы. При такихпатологияхпоказана операция по протезированию позвоночника: удаляется травмированный межпозвонковый диск, и на его место имплантируется замещающее тело, восстанавливающее межпозвонковое пространство и являющеесясистемой стабилизации соседних позвонков. Это замещающее тело и есть «кейдж».

- Вашу продукцию покупают по всей России. Подскажите, есть ли в вашем клиентском портфеле какой-то ключевой клиент?

-На сегодняшний день потребителями нашей продукции являются ведущие научно-исследовательские университеты и институты, правительственные лечебные учреждения, а также лечебные учреждения силовых структур.

Особо хочу отметить неоценимый вклад и поддержку высококлассного нейрохирургаНИИТОН СГМУВладимира Владимировича Островского: он лично провел более 100 операций с использованием наших эндопротезов.

- А как наращиваете клиентскую базу и наращиваете ли?

- В основном это рабочие встречи с врачами и участие в выставках (за это хочупоблагодарить наш пензенскийкластер «Биомед», который субсидирует наше участие).

- Работаете с зарубежными представителями? Сможете ли там «побить» конкурентов в самом ближайшем будущем?

- Как и большинство российских медицинских производителей мы с зарубежными представителями не работаем (ЗАО НПП «МедИнж» – исключение). Дело в том, что зарубежом очень сложный процесс сертификации и высокий уровень конкуренции. Но к нам часто приезжают специалисты для обмена опытом. Кроме того, нашей продукцией интересуютсяиностранные торгующие организации, т.к. наши имплантаты обладают высоким качеством и надежностью по умеренной стоимости.

-В России большая конкуренция?

- Да, как и в любой отрасли сейчас. Но более 90% рынка занято иностранной продукцией, так как в 90-е годы наша страна пустила огромное количество иностранцев. И именно в импортозамещении мы видим свою основную миссию.

- Как часто выобновляете вакансии и набираете персонал? Молодым людям, которые хотят участвовать в создании классного инновационного продукта, как у вас, что нужно сделать, чтобы устроиться к вам на работу?

- В связи с тем, что ассортимент продукции увеличивается, мы вынуждены расширять парк станочного оборудования и тем самым инициировать создание рабочих мест. Мы стараемся обеспечить отличные условия именно для высококлассных специалистов, способных решать широкий круг поставленных задач при разработке инновационных изделий и использовать возможности оборудования максимально эффективно. Благодаря этому нет текучести кадров. А процедура найма у нас простая и традиционная: объявление, собеседование, испытательный срок, все как у всех.

- И по традиции: дайте совет молодым пензенским инноваторам. Как нам, техническим интеллектуалам, не умереть с голода в поиске идеи, а делать дело своей души?

- Сегодня молодежь генерируетдействительно много идей, но большинство из них, к сожалению,трудно реализуемы. Для поддержки инновационных проектов существуют специальные фонды, которые субсидируют наиболее перспективные идеи. Только тяжелый, системный труд -  вот и рецепт.

- Огромное спасибо, Сергей Геннадьевич. Было очень интересно и познавательно. Увидимся на страницах Инноватора.

Беседовал: Антон Калинин