ПензГТУ: проекты и перспективы нового образования

2.jpg

Дмитрий Пащенко. «Вуз –не застывший формат, а постоянное продолжение образовательного пути»

Сегодня у нас необычный гость. Ему всего 42, и он уже официально новый ректор университета в нашем городе. Он молод и контактен, не «оброс орденами», видит, куда нужно двигать современное образование и готов работать, «засучив рукава». Представляем вашему вниманию ректора Пензенского государственного технологического  университета Дмитрия Пащенко

- Дмитрий Владимирович, добрый день. Вы уже официально утвержденный ректор нашего старого доброго ВТУЗА? Вас можно уже точно поздравлять?

- Да, все верно. Практически все формальности пройдены, осталось буквально немного, но уже смело можно говорить: я новый ректор ПензГТУ. 

- Расскажите, как вообще проходит процедура выбора ректора вуза?

- Выбирает конференция. Собираются представители трудового коллектива: это и студенты, и преподаватели, и сотрудники университета. Проходит тайное голосование, по результатам которого и выбирается ректор университета.

- Вам удалось набрать 72% голосов. Применяли политтехнологии?

- Нет. Любые политтехнологии с высшей школой могут дать обратный эффект. Люди решили идти вместе со мной, решили, что мы сможем построить современный вуз, который привлечет студентов и даст возможность людям получить хорошее качественное образование.

- Ладно, отставить шутки. Вы молодой руководитель, особенно для такой консервативной сегодня сферы, как образование. Значит ли Ваше назначение, что в России наметился тренд к тотальному омоложению и изменению системы образования?

- Я бы не использовал термин «тотальное», потому что в тотальных процессах нет ничего хорошего. Я думаю, что это процесс итерационный. Команда университета обновляется, туда приходят молодые руководители, которые ставят амбициозные задачи, решая которые наше образование, конечно, становится лучше. Это выгодно как студентам, так и системе образования в целом.

- Какие 3 ключевые проблемы образования в России Вы видите сегодня?

-  Это очень сложный вопрос. Исходя из своего опыта работы в системе образования отмечу, что первая проблема - это отношение к профессии преподавателя. В последние годы люди шли работать в вуз неохотно. Носейчас эта тенденция меняется: приходят молодые ученые и преподаватели. Ведь именно молодость может двигать науку, именно молодость может совершать грандиозные открытия! А уже затем приходит зрелость: когда люди дорастают, они образуют свои научно-педагогические школы, на которых строится качественный фундамент образования. Вторая проблема –наша беда и наше преимущество одновременно –IT-технологии. С одной стороны, они позволяют осуществлять дистанционное образование, развивать инновационные подходы, а с другой – все меньше и меньше остается живого общения между профессором и студентом.  С одной стороны, студент становится мобильным, а с другой – я не видел еще ни одного студента, который бы качественно освоил программу без живого общения с преподавателем. Третья же проблема - это излишняя формализованность. Что греха таить, преподаватели сегодня вынуждены заполнять много отчетов: на это уходит много времени. Но тут, я думаю, что наша вторая беда позволит решить третью: именно информатизация способна в какой-то мере победить  бюрократию, я так считаю.

- В силу возраста Вы ближе к студентам. Многие из них откровенно считают высшее образование «откосом от армии» или «лучшими тусовочными годами в жизни». Как Вы считаете, почему студенту важно учиться? И чему вуз может научить сегодня?

- У нас же не всеобщее высшее образование. Достаточно, например, окончить школу, и этим ограничиться. Для того, чтобы зарабатывать хорошие деньги, совершенно необязательно получать высшее образование. Но в то же время сложилась такая тенденция, что в нашей стране все стремятся к этому. Почему? Потому что вуз – это не только образование, это, прежде всего, наука учиться новому. Университетское образование значительно расширяет кругозор и увеличивает возможности: благодаря ему вы можете работать в разных сферах, даже таких, которые непосредственно не связаны с получаемой специальностью. В последнее время наметился отход от традиционных лекций, все больше обращают на себя внимание такие формы, как семинарские занятия, где студенты под руководством преподавателяпредставляют свои доклады, что позволяет студентам интерактивно участвовать во всех наших процессах, и им это становится интересно. Но тут не все так просто, есть и проблемы. Прежде всего проблемы с мотивацией, чтобы студенту было интересно учиться. Для этого мы постоянно меняемся: обновляем учебные планы, вводим новые дисциплины.

У меня у самого трое детей, но никто из них не думает, что вуз – это «застывший формат» и лишь продолжение образовательного пути. Причем вуз дает возможность получать те знания, которые ближе к душе, ведь работа должна быть не только высокооплачиваемой, но еще и любимой. Иногда стоит поменять сферу своей деятельности, чтобы успешно реализовать себя. И университет, как мне кажется, гармонично вписывается в эту стратегию: сначала бакалавриат или специалитет, потоммагистратура, аспирантура и даже докторантура. Все эти форматы обучения наш университет успешно поддерживает, а значит мы идем в ногу со временем.

- Вопрос про маркетинг вуза. В чем его конкурентные преимущества?

- Сложно выделить какое-то конкретное направление. У нас есть сильные стороны: это и IT-специальности, и пищевые технологии (специалистов в этих областяхв нашей губернии готовит только наш вуз). Это и машиностроение, которое сулит хорошие зарплаты. Абитуриенту есть из чего выбрать. Главное слушать свое сердце и, конечно, советы своих родителей.

- Почему и зачем люди идут за образованием именно к вам?

- Потому что у нас лучшие преподаватели, и, соответственно, лучшие студенты.  Даже если вы пришли к нам простыми абитуриентами, уже через пару лет вы будете заниматься в каком-нибудь объединении, какой-то лаборатории. И даже спустя десятилетия после окончания нашего вуза вы с теплотой будете вспоминать о тех преподавателях, которые вас учили.  

- Надо сказать, к своей сегодняшней вершине вы прошли такой медленный путь, без резких взлетов и долгое время работая на рядовых должностях в ПГУ. В начале 2008 года вы занимали должность ведущего электроника отдела мониторинга процессов СМК УСК. А уже через 10 с небольшим лет кандидат в ректоры, а теперь и ректор вуза. Расскажите, как шли к этой вершине. Тот ли это самый случай, когда нужно потерпеть и трудиться, а успех придет?

- Мне всегда было интересно то, чем я занимался. Я работал не только преподавателем в университете, но еще и параллельно трудился на промышленных предприятиях. Поступательное движение –это хорошо: можно пройти все ступени и понять, чем живет профессия, какие нужды, какие проблемы испытывают те или иные подразделения. В вузе же я был и обычным преподавателем, и профессором кафедры, и заведовал кафедрой, ну а затем уже стал проректором по научной работе и вот теперь ректором.

- Если я правильно разобрал Вашу биографию, Вы по своей профессии и научной деятельности специализируетесь на разработке систем принятия решений в критических ситуациях, в частности, в авиации, а также на нейронных сетях. Вы до сих пор продолжаете научную деятельность в этом направлении или сконцентрировались всецело на административной работе?

- Я продолжаю научную деятельность, в частности, веду один грант Российского фонда фундаментальных исследований, он касается систем поддержки принятия решений. Это то, чем я занимаюсь последние 20 лет в интересах Министерства обороны РФ совместно с НПП «Рубин». Занимаюсь причем достаточно успешно: мои изделия летают, скоро, возможно, будут еще и плавать. Сейчас работаю с  такими технологиями, как «интернет вещей», «bigdata». Я считаю, что надо идти по пути ведущих отечественных и западных вузов, где руководители – не просто администраторы, но и ученые, которые активно занимаются научной работой, защитой диссертаций, подготовкой кадров.И тут нельзя делать разрывы между руководителем вуза, преподавателем и студентом.

- Ваше первое образование –инженер-системотехник, но в 2015 году Вы окончили магистратуру по направлению «Прикладная информатика». Чем был вызван такой шаг? Потребовались новые практические знания?

- Это было связано с тем, что мне нужно было повысить свою квалификацию именно в дизайне. Я занимался проектированием программных интерфейсов, а прикладная информатика в дизайне – это именно то направление, которое позволило мне по-новому взглянуть на свою работу.

- Вернемся к образованию. Ранее ВТУЗ, а сегодня ПензГТУмногими  воспринимался как «дочка» ПГУ. Вы сами пришли из ПГУ. Значит ли это, что ПензГТУ постепенно будет поглощен ПГУ?

- Как так будет поглощен? Нет, конечно! Любое поглощение не проходит бесследно, оно ухудшает положение и тех, и других. Поэтому я – за самостоятельный путь. Наш вуз – вполне самодостаточная организация, он имеет все шансы для успешного развития, и, на мой взгляд, нам не надо ни с кем объединяться и даже не ставить такой вопрос на повестку дня. У нас все хорошо, и мы проживем без всякого объединения. Как и все, кто занимается высшим образованием, мы свободолюбивые люди, и нам нужна самостоятельность, так мы покажем лучший результат.

- Какие специальности вы считаете наиболее перспективными для поступления и почему?

- Наши Президент и Правительство уделяют особое внимание приоритетным направлениям подготовки, которые и являются, на мой взгляд, наиболее перспективными. Но в нашем вузе все открытые у нас специальности являются достаточно востребованными. Недаром, в этом году у нас большой поток студентов из соседних регионов.

- В нашей стране сейчас акцент на импортозамещение. Однако мы по-прежнему предпочитаем импортное, а производства жалуются на нехватку перспективных молодых кадров. Что наше образование, а конкретно вы готовы сделать для популяризации технических специальностей?

- Тут и делать особо ничего не надо! Молодёжь уже идет учиться техническим специальностям: за последние 2-3 года эта тенденция отчетливо видна. Идут туда, где потом можно заработать и реализовать себя. А в технике и технологиях сегодня заработать можно, это понимают многие.

- Вы недавно пришли к власти в вузе. Назовите кратко 3-5 основных шагов, которые Вы будете реализовывать в ПензГТУ в самое ближайшее время.

- Не люблю такие жесткие выражения в стиле «прийти к власти», все-таки меня выбрали, у нас демократия. Касаемо шагов, то резких движений делать не будем, а будем развивать то хорошее, что у нас есть. Это касается и наших научных исследований, и образования. Также важно повести за собой коллектив, ведь именно он делает наш университет одним из ведущихв Пензенской области. Наши сотрудники –очень увлеченные и целеустремленные люди, которых надо обязательно поддерживать. И, конечно, мы будем участвовать во всех федеральных проектах, которые реализуются в стране. Так недавно мы провели одну из таких программ – 13-14 июля у нас проходил хакатонфедерального конкурса «Цифровой прорыв» по программе «Россия – страна возможностей».

- Известно, что в Пензе много частных кондитерских и мебельных производств. Есть инновационный «Мединж», про который мы не устаем говорить. Конкретно для этих развивающихся отраслей каких специалистов дает ПензГТУ?

- Для мебельных компаний, наверное, нет. А вот для «Мединжа» очень важны специалисты в сфере биомедицинской инженерии: здесь у нас работает целая кафедра, в частности, мы принимаем активное участие в форуме «Инномед». У нас есть что предложить, мы готовы к сотрудничеству и кооперации не только на базе Пензенской области, но и других регионов. Что касается пищевого кластера, то среди партнеров нашей кафедры «Пищевые производства» есть и крупные объединения, например, «Пензенская кондитерская фабрика», «Невский кондитер», «Ванюшкины сладости», и небольшие предприятия общепита.

– В инфраструктурном плане вуз будет как-то меняться в ближайшее время?

-  Непростой вопрос. Изменения требуют гигантских вложений. Мы уже начали активно программу капитального ремонта, развиваем нашу материально-техническую базу. В этом году планируется отремонтировать 1-й корпус Университета: сделать новый фасад, заменить коммуникации, поменять некоторые объекты. Но все будем делать постепенно, создавая приятный облик нашего вуза для студентов и комфортные возможности для работы наших преподавателей.

- Молодой ректор вуза сегодня, в конце 2010-х. Каким он должен быть?

-Это должен быть профессионал своего дела. Человек целеустремленный, который решает пусть непростые, но очень интересные задачи. Человек, любящий свое дело, свою страну, свою губернию.

Огромное спасибо вам, Дмитрий Владимирович, за интервью. Желаем вам успехов в новой должности. И последний, уже традиционный вопрос: как юным инноваторам, технарям от природы, найти себя в современном мире?

- Прежде всего, надо заканчивать все дела, которые начинаешь, не останавливаться на полпути, и все получится.

Беседовал: Антон Калинин.