Какой климат необходим для инновационных систем

_Алексеев_1377603228.jpg.600x450_q85.jpg

Инновации и связанные с ними организации и институты могут возникать в странах с разным уровнем институционального развития, но, все же, в достаточной степени развитых. Уровень устойчивого воспроизводства инновационных систем будет, безусловно, различным в США, Тайване, Аргентине или Великобритании. Деловой климат также важен, например, во Франции, стране с устойчивыми институтами, гарантированными правами собственности и глубокой демократической традициями, несколько завышенная роль государственной бюрократии перекрывает воздух для свободного предпринимательства, а вместе с ним и инновационного предпринимательства. Значительные средства бюджета потраченные во Франции за последние 40 лет на создание инновационной инфраструктуры не дают желаемого результата: инновационные предприниматели все равно уезжают для развития бизнеса в США. Поэтому инновации, построенные на изъятиях из российского законодательства, не имеют перспективы, но, как монастыри, могут некоторое время существовать (как ЗАТО советского периода), а затем они обязательно стагнируют и утрачивают свою роль в развитии.

Что же касается людей, в смысле их внутренней свободы, склонности к критическому взгляду и одновременно способных преодолевать естественную для процессов развития уверенность в правильности своих действий, то важно не просто их наличие, но и присутствие их критической массы. На "монастырской фазе" такие люди должны противостоять давлению внешней среды, а на стадии экспансии демонстрировать лидерские качества. Я таким образом говорю о двух уровнях институциональной готовности к инновациям и двух фазах развития инноваций.

Влияние государства растет во всех странах. Даже неолиберальные модели и их апологеты более серьезно стали оценивать роль государства в процессах развития. Однако в одних случаях эта роль может быть позитивной, а в других негативной. С чем это связано? В первую очередь с идеологией. Если государство берет на себя право давать оценку и направлять процесс инноваций, то вероятность ошибочного решения возрастает вместе с его ценой. Если не берет, создавая необходимое разнообразие и конкуренцию между элементами инновационной системы, то ситуация обратная. Риски снижаются.

Инновационные островки (монастыри) не оказывают необходимого институционального влияния, успехи институтов развития пока не впечатляют; государственных денег в этой области с одной стороны недостаточно, прежде всего, на бизнес-ангельской предпосевной и посевной фазах, а с другой слишком много там, где должен работать частный венчурный капитал со своей мерой корысти и ответственной экспертизы. Поток идей и стартапов замедлился. Рост восприимчивости российской промышленности к инновациям растет, но адекватного предложения не имеет. Модернизация исследовательской инфраструктуры требует колоссальных инвестиций. Инфраструктура разработок и связь с рынком также оставляет желать лучшего, прежде всего, потому, что наши компании как государственные, так и частные работают в основном на зарубежных технологических платформах. А значит, наш внутренний рынок не только не емкий, но и не подходит для тестирования новых технологий. Поэтому центр интереса инноваторов - модернизация технологий основных секторов промышленности. Одновременно руководство России приняло решение о возложении на ВПК миссии технологического лидера. Это повторение парадигмы развития послевоенного времени. Сработает ли эта парадигма второй раз  - не очевидно

polit.ru