Власти России задумались о новом способе закупок инновационной продукции

1327307727_kju.jpg

По мнению чиновников, существующая сегодня система по размещению государственного заказа не подходит для инновационных товаров, поскольку в рамках обязательного технического задания описание подобных товаров является сложной задачей. Решить эту проблему должна новая система управления и проведения инновационных закупок, создание которой инициировано Министерством торговли и промышленности. Государство готово потратить на это почти 6 млн рублей.

В Минпромторге отмечают, что ограниченность рынков и отсутствие стандартов на инновационную продукцию не дают заказчикам возможность составить техническую документацию к ним. Для повышения уровня современности государственных закупок Министерство торговли и промышленности намерено разработать специальную новую систему управления инновациями на предприятии, а также создать новый способ размещения этих заказов и способы контроля их точного исполнения и применения результатов.

Михаил Евраев, начальник управления государственного заказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС), не согласен с подобным подходом к распространению инноваций. По его мнению, у тех ведомств, которым нужно производить закупку инновационной продукции, сегодня нет с этим проблем: если заказчик не имеет способности к составлению технических требований, то ему нет необходимости вообще заниматься закупками.

Но профессиональные эксперты все же отмечают имеющуюся сегодня проблему с закупками инновационных товаров и инноваций на предприятиях. Ирина Кузнецова, директор Института по ресурсному обеспечению управления продажами и закупками для муниципальных и государственных нужд имени А.Б. Соловьева, говорит о сложности закупок инновационной продукции по нормам, которые сейчас существуют. Ведь формирования критериев оценки инноваций не производилось. По ее словам, способ размещения государственного заказа можно оставить прежним, традиционным, в виде конкурса. Однако критерии оценки предложений и сама процедура должны измениться.

Ирина Кузнецова также отмечает, что особенность инновационных товаров состоит в том, что предмета либо не существует на данный момент - и в этом случае необходимо дать возможность предложить новое технологическое решение, - либо документация вынужденно подводится под единственного поставщика. Этим действием закрывается свободный доступ компаниям с альтернативными решениями на рынок, в то время как реальная их инновационность, возможно, может быть даже выше первого продукта такой категории.

Другие специалисты выражают уверенность в том, что серьезного рынка инновационных товаров в России без вмешательства государства не появится.

Иван Бегтин, генеральный директор Лаборатории интеллектуального анализа данных, утверждает, что единственным вариантом внедрения инноваций в Российской Федерации, становится создание реестра инновационной продукции и внедрение государственного заказа, обязательного для заказчиков. Их обяжут тратить на подобные продукты часть собственных средств. В этом случае начнется интенсивное лоббирование (намеренное навязывание решений) компаний по вхождению в такой реестр. Это тема является актуальной, подобная работа сейчас необходима.

Разработанная Министерством торговли и промышленности методика может быть внедрена в работу государственных компаний. Она должна быть составлена в соответствии с Указом 223-ФЗ, действие которого распространяется на компании с государственным участием, а не на ведомства.

По материалам venture-news.ru.