Наши дети будут знать, что делать…

4.jpg

Пензенская область имеет на данный момент одну из самых крупных сетей Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), которая пока охватывает лишь города Пензу и Заречный, но уже в скором времени должна распространиться на всю область. Открытие и продуктивная работа ЦМИТ объявлено одной из приоритетных задач развития региона. Зачем это нужно и что это дает - рассказывает руководитель ЦМИТ «От Идеи до Модели» Сергей Анатольевич Чернов.

 

- Сергей Анатольевич, для чего создавались ЦМИТ?  

 

- Главная задача - популяризация и приобщение к техническому творчеству детей и молодежи. В свое время в стране была мощная сеть научно-технических кружков. Я сам в одном из них занимался - во дворце пионеров на улице Кирова. Они давали колоссальную отдачу - из них выходили будущие инженеры и механики, многие из которых стали затем успешными бизнесменами. В девяностых годах мы много чего потеряли. Самое главное – мы растеряли человеческий капитал. Прекратилось финансирование этих кружков, ушли из-за отсутствия оплаты даже самые преданные энтузиасты-педагоги, а окружающая действительность подталкивала родителей, а вслед за ними и детей к мысли, что такие занятия не дадут отдачи в реальной жизни. В результате мы потеряли целое поколение. Сейчас мы отчасти возвращаемся к той системе. И это крайне важное дело. Техника, все более современная и продвинутая, окружает нас со всех сторон. Но техника не может существовать сама по себе. Ее для начала нужно придумать, затем сделать, а после обслуживать. Кто этим будет заниматься? Мы сейчас встали перед такой проблемой. ЦМИТ  показывают детям, что есть что-то еще кроме компьютерных игр, соцсетей, и это «еще» безумно интересно. Авто и авиамоделирование, робототехника, когда ребята что-то придумывают и делают своими руками, а это потом работает - это дорогого стоит!

 

- А чем отличаются ЦМИТ от научно-технических кружков прошлых лет?

 

-  Идеологически мало. Практически цели у нас одни и те же. Но ЦМИТ гораздо более технически оснащены. Что было в арсенале технических кружков? Столярный, слесарный инструмент, простенькие станки, паяльник… Но и с этим тогда делали настоящие технические чудеса. У нас современные станки  с ЧПУ, 3D- принтеры, разнообразие материалов и комплектующих. Путь от идеи до ее воплощения стал для детей гораздо короче, а это очень важно. Как важны и навыки обращения со сложной техникой.

 

- Сейчас очень много говорят о бизнес-составляющей, которой вроде бы как не было в технических кружках. ЦМИТ - это бизнес?

 

- Не сказал бы, что в технических кружках не было бизнес-составляющей. Да, они ничем не торговали, но многие наши успешные бизнесмены именно из них вышли, чему-то они там ведь научились? В ЦМИТ сейчас большое внимание уделяется возможности не только реализовать свою идею, но и продать ее. Сейчас прорабатывается юридическая сторона вопроса о создании детско-юношеских кооперативов, которые, в перспективе, будут приносить определенную финансовую отдачу.  Хотя, подчеркну, это не является самоцелью. Прежде всего, мы должны дать детям направление, показать открывающиеся возможности и пути их достижения.

 

- А для самих руководителей и педагогов ЦМИТ - это бизнес?

 

- Формально, да. У нас договоры, по которым 60% времени мы должны уделять социальной работе, а 40% можем использовать ресурсы предприятия для зарабатывания денег. Но в реальности мы практически все время и все ресурсы уделяем детям. В поддержании работоспособности ЦМИТ нам активно помогает Управление инновационной политики и специальных проектов Правительства Пензенской области, Управление образования г. Пензы и ряд коммерческих структур. Очень многим бизнесам требуются в перспективе грамотные в техническом отношении и креативные сотрудники. И уже очень многие понимают, откуда они могут взяться.

 

- А сами дети как воспринимают ЦМИТ? Есть интерес?

 

- Колоссальный! Мы столкнулись с небывалым наплывом. В прошлом году, к сожалению, даже были вынуждены отказывать детям и их родителям. Ну, просто у нас не хватало мест. Сейчас, когда сеть ЦМИТ расширяется, эта досадная проблема, уверен, будет решена.

 

- А есть отдача?

 

- Есть уже сейчас. У детей, занимающихся у нас, рождается интерес к техническим предметам - физике, математике. Они начинают увлеченно учиться - а это уже немало. Буквально на днях ко мне подошла мама одного из наших воспитанников и поблагодарила за то, что её сын – от природы гуманитарий – стал учить и успешно сдавать физику. А все потому, что, занимаясь техническим творчеством, ну ни как не обойтись без физики, математики, механики и прочих дисциплин. ЦМИТ дает возможность познавать это все с интересом, иначе удачи и успехов не видать.  В перспективе же, через 5-10 лет мы начнем давать для вузов по-настоящему подкованных абитуриентов, которые к тому же будут знать, чем они хотят заниматься в жизни, и что они смогут. А дальше…   Вот была когда-то давно такая телепередача «Это вы можете». И когда-то давно, в восьмидесятые, показали в ней ребят, смастеривших исключительно своими мозгами и руками автомобиль «Лаура». Сейчас у этих ребят фирма, конструирующая и производящая лучшие в стране бронеавтомобили для инкассаторов. Так вот, таких «Лаур», убежден,  у нас будут сотни.

 

- Так получается ЦМИТ – панацея от всех проблем с техническим творчеством?

 

- Вы знаете, конечно, ЦМИТ – задумка хорошая и с реализацией проекта мы не подводим, недаром пензенский регион ставят в пример для всей России. Однако, сами по себе мы бы не добились таких результатов. Только благодаря совместным усилиям с Правительством области, Управлением инновационной политики и специальных проектов, Министерством образования, структурами дополнительного образования, пензенским бизнес-сообществом мы добиваемся таких результатов. Как говорится: «Один в поле не воин». Движемся дальше. Присоединяйтесь!!!