К «золотой эре» отечественного планеризма

12.jpg

Здесь не производят мощных машин, применяемых в гражданской и военной авиации. Не «пахнет» пока и возрождением производства авиатренажеров, некогда поставляемых «Эрой», не только по родной стране, но и за рубеж. Однако, Пенза, по сути, является единственным в России местом, где до сих пор разрабатывают и строят планеры серии «АС». Несмотря на массу возводимых различных преград и утверждения, что ожидать возврата к «золотому веку» отечественного планеризма не приходится. А ведь нет ничего невозможного. Это доказал коллектив ООО «Авиастроитель». Его генеральный директор Николай Тугушев поведал о былом и перспективах пензенского планеростроения.

 

- Николай Александрович, каким образом в Пензе возникло производство планеров?

 

- Истоки берут начало несколько десятилетий назад. Выпускник Московского авиционного института Владимир Егорович Федоров много лет проработал на предприятиях авиапрома. И в  70-х годах он возглавлял общественный творческий коллектив по проектированию и изготовлению спортивных экспериментальных планеров. Созданный этим коллективом аппарат выиграл конкурс в Германии. Однако в то время у нас не были готовы к серийному производству. В итоге производство отдали полякам. В перестроечные времена из коллектива В.Федорова был образован кооператив, реорганизованный затем в компанию «Авиастроитель». В конце 90-х годов основное производство было переведено в Пензу. Здесь и производственные площади дешевле и рабочая сила экономичнее обходится, чем в Москве. Поначалу производственная площадка была образована на базе «Счетмаш». Однако в начале 2000-х у компании возникли некоторые сложности. Именно тогда я принял эту организацию и площадка была переведена на бывшую третью овощной базу. С тех пор мы там и «пляшем».

 

- Чем отметилась компания за прошедший период?

 

- В свое время мы в основном были «заточены» на экспорт, и более ста планеров поставили за границу. На этих аппаратах до сих пор ставятся рекорды, и они используются для обучения будущих пилотов «большой» авиации. Немногим более десяти лет назад в России видоизменилось законодательство, и на этот вид деятельности было наложено лицензирование. И прекратился весь серийный выпуск. Все 2000-е годы мы не изготавливали планеры на продажу, а занимались проектированием и изготовлени ем опытных образцов. За это время была разработана новая модель двухместного планера АС-7, доведена до совершенства старая модель АС-5м, разработан новый спортивный планер АС-6, спроектирован АС-4д с размахом крыла 13,5 метров. Появилась и совершенно новая модель — АС-4-115. С одной из наших разработок во время своего визита в Пензу ознакомился даже Президент России Владимир Путин.

 

- Чем примечательна ваша последняя разработка в виде АС-4-115?

 

- Его основная уникальность заключается в том, что вес не превышает 115 килограммов. И по нашему законодательству, это воздушное судно не требует государственной регистрации. Соответственно, и сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта. Это экономит колоссальное количество времени и денег. Проект поддержало областное Правительство. Бюджетные средства прошли через Пензенский региональный фонд поддержки инноваций. На них мы за полтора года собрали восемь аппаратов.

 

- А каковы его аэродинамические качества, и может ли он конкурировать с зарубежными аналогами?

 

- С тысячи метров высоты может планировать более чем на 30 километров. Для размаха крыла в 13,5 метров это довольно приличная аэродинамика. Его приблизительно можно сравнить с польским «Янтарем». Пока о какой-то конкуренции говорить я не стал бы. Зарубежные компании сейчас в основном производят «рекордные» планера, которые применяются лишь в соревновательных целях на чемпионатах мира. Они очень дорогие — ценники стартуют со ста тысяч евро. Наш планер стоит 18 тысяч евро. У нас другая ниша, и несколько другие цели. Хотя при определенном финансировании мы уже через год вполне могли бы построить аппарат, аналогичный тем, что производят за рубежом. Нам удалось собрать коллектив крепких специалистов. А главным конструктором является упомянутый ранее Владимир Егорович Федоров. Две недели он проводит дома в Москве с семьей, две недели работает здесь.

 

- Что вас сподвигло заняться производством планеров?

 

- Рентабельным пока это дело не назовешь, поэтому меня нередко спрашивают «Зачем тебе это надо?». А это - порыв души. Полет на планере дает неописуемые ощущения. Это своеобразный поединок со стихией и самим собой. И производство планеров — дело необходимое. Не только для поддержки спорта. Это нужно и для подготовки линейных пилотов, если позволите, для обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок. У нас в свое время планерная подготовка пилотов стала необязательной. И зря. Пилоты всех ведущих авиакомпаний не реже одного раза в два года проходят планерную подготовку. Это дает хорошие навыки. Ведь на планере, в отличие от самолета, нет возможности ухода на второй круг. Здесь необходимо подбирать глиссаду и рассчитывать посадочный режим так, чтобы сесть с первого раза. В 2010 году в России во время полета на одном из самолетов Ту-154 произошла полная потеря электропитания, приведшая к отключению бортовых навигационных систем. И именно планерная подготовка помогла пилоту посадить самолет. Жизни членов экипажа и пассажиров были сохранены.

 

- Николай Александрович, а что можно сказать о перспективах развития производства планеров в Пензе?

 

- Последнюю модель нужно доводить до совершенства и формировать пакет заказов. Но, поставленную перед нами задачу мы выполнили. Создали опытный образец, сделали предсерийный, произвели серию, а также провели чемпионат России по планерному спорту именно мирового класса. База для серийного выпуска новой модели заложена приличная. Наш коллектив вполне готов выпускать до ста аппаратов в год. Как разрабатывать и выпускать другие модели. Я убежден, что скоро в небе над Пензой наши планеры будут парить все чаще и чаще.