Инженерные ноу-хау создают со школьной скамьи

22_web.jpg

В последние годы в России реализуется большое количество проектов, связанных с молодежными инновациями и инженерным творчеством. Значительная часть из них осуществляется при поддержке Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) и объединения «Молодая инновационная Россия» (МИР). Инициативы воплощаются в жизнь на базе специальных учреждений, таких как ЦМИТ (центров молодежного инновационного творчества) и Fablab.

Идея глобальной сети Fablab пришла из-за рубежа. Там уже несколько десятков лет активно развиваются лаборатории цифрового производства, куда может прийти каждый желающий и сделать практически любую вещь своими руками, воплотить свою идею.

На сегодняшний момент в мире насчитывается порядка 200 лабораторий, объединенных сетевым взаимодействием, дающим возможности обмена идеями, цифровыми ресурсами и совместной работы над проектами. Похожая система открытых кружков по интересам существовала в СССР.

В Россию Fablab пришли совсем недавно. Первая полнофункциональная лаборатория открылась в апреле 2012 года в НИТУ «МИСиС» в рамках совместного проекта с MIT при поддержке Департамента образования Москвы. Для внедрения Fablab и ЦМИТ была подготовлена специальная программа, которую разработал глава АИРР Иван Бортник. Благодаря данной программе в России были созданы специализированные центры молодежного инновационного творчества. Сейчас их насчитывается около 70, и занимается там более 30 тысяч школьников и студентов. ЦМИТ – это новая форма обучения, ориентированная в первую очередь на молодое поколение. В таком центре школьник в девять лет может уже создать первого робота, свою 3D-модель, напечатать ее на 3D-принтере или попробовать свои силы в графическом дизайне. Главная цель ЦМИТ – пробудить интерес детей и молодежи к естественным наукам и современным технологиям, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

«Сколько бы мы ни говорили о том, что будущее за IT-технологиями, это предсказание не сбудется, если мы не изменим полностью технологическое производство в нашей стране. Должен сформироваться новый класс инженеров. Поколение 20–30-летних молодых людей уже, в некотором роде, для этого потеряно, потому что ограниченность их сознания не позволит им придумывать абсолютно новые, уникальные вещи. Надо начинать обучение с детей. Просто потому, что у них нет пока еще понимания, что в этом мире что-то невозможно», – считает руководитель МИР Анна Бухало.

Больше 70% ЦМИТ в России работает бесплатно – по договорам со школами или при университетах. Обучение проходит по нескольким направлениям: 3D-прототипирование, макетирование, промышленный дизайн, электроника, нанотехнологии, робототехника. Возрождается ряд направлений, которые были развиты в советское время, – авто-, авиа-, судостроение. По мнению многих аналитиков, эти направления станут базой для профессий будущего.

Источник информации: http://www.nanometer.ru/2015/01/29/airr_458062.html