Стартап Wheely создал новый формат такси

wheely-300x200.jpg

Не так давно в Москве появился новый сервис, представивший новый формат услуги для жителей столицы – заказ личного водителя с автомобилем Mercedes E или S класса без какого-либо брендирования или шашечек. Вызвать машину можно парой кликов через мобильное приложение на iOS или Android, а оплатит поездку ваша карта, привязанная к счету приложения при его установке. Так, доехав до места, клиент выходит из машины и не думает об оплате – квитанция придет на электронную почту.  Речь идет о стартапе Wheely, который совсем недавно запустился в Лондоне, а потом – в Москве. Историю его создания, а также нюансы, с которыми приходилось сталкиваться в процессе разработки концепции, рассказал основатель Wheely Антон Чиркунов.

— Wheely – это международный стартап: на данный момент вы уже год работаете в Лондоне и всего месяц в Москве. Скажите, как появилась сама идея?

А: Я создал Wheely потому, что до сих пор не вожу машину и даже не собираюсь. Я создал его для себя вместо того, чтобы купить себе машину или арендовать авто с водителем, я решил создать такой сервис для себя и своих друзей. Лондон мы запустили в мае этого года, а Москву буквально семь недель назад.  В нашей команде на данный момент 14 человек на две страны. Большая часть из них – это, конечно, разработчики. Помимо этого, в каждом городе есть один человек, кто отвечает за операционную деятельность: найти машины, найти водителей, или найти компанию-партнера с машинами с водителями, проинструктировать  их, следить за заказами. Второй человек занимается раскруткой.

— Многие сейчас рассматривают стартапы преимущественно как начинания в сфере IT-бизнеса, ваш же стартап тесно связан с реальным рынком, рынком пассажирских перевозок. Анализировали ли вы рынок? Почему решили попробовать себя в таком реальном сегменте?

А: Раньше бизнес-модель любого IT-стартапа была такая: ты пишешь софт, продаешь лицензию какому-то бизнесу,  по такой старой модели Wheely выглядел бы так:  мы написали приложения для заказа, приложение для таксопарка, а потом бы продали это уже существующему таксопарку. А сейчас все больше и больше создаётся вертикально интегрированных стартапов. Ты  делаешь свое приложение, пишешь свой софт для распределения всего этого и продаешь это под своим брендом.

— Потому что это может дать больше прибыли?

А: Нет, потому что ты можешь предоставить  лучший сервис,  ты ведь можешь все контролировать. И если сейчас посмотреть на любой стартап, выходящий из Силиконовой долины, у них  как раз такая модель. Они не создают решение для сдачи или продажи, они выстраивают весь сервис сами, делают всю вертикаль.

— У такой ведь модели свои проблемы и сложности?

А: Конечно, ведь тебе нужно заниматься операционной деятельностью, а не только самим продуктом.

— Почему в Лондоне вы запустили именно эконом-вариант услуги?

А: Не  совсем, в Лондоне у нас все есть. Есть эконом – это Toyota Prius, и есть бизнес-класс – это Mercedes класса E, тоже небрендированный, как и в Москве. Но любая поездка на этих машинах будет дешевле местного такси. В Лондоне такой рынок, где есть единое такси – кэб, а цены установлены городом.  При этом есть в два раза больше машин, которые работают по заказу, ты можешь позвонить, заказать и они отвезут тебя за фиксированную стоимость в любую точку города. Таким образом, получается, что городское такси не конкурентно на рынке, и ты можешь и на Mercedes ездить дешевле.

— Сколько вам потребовалось времени для запуска?

А: Два с половиной месяца. Приложение у нас уже было, поэтому я фактически имею в виду то время, которое мы потратили для того, что бы найти компанию-партнера с парком автомобилей и водителями, а так же подправить приложение под реалии Лондона. Вы знаете, наверное, что в основном в Лондоне для  ориентирования используют почтовый индекс, состоящий из шести цифр и букв, позволяющий точно определить твое местоположение.

—Тогда такой вопрос: почему в Москве премиум-услуга?

А: В Москве это тоже условный бизнес-класс. По цене он всего на 50% дороже, но ты точно получаешь услугу другого качества. Второй момент, в Москве пока что нет хорошего эконома, нет компаний, которые смогли бы предоставить качественную услугу в этом сегменте. Но мы и про это думаем, и собираемся реализовать в будущем, где-то через год. Когда мы отладим все на бизнес-классе, мы запустим по аналогии и эконом. Мы сейчас пройдем это все через премиум-сегмент, а потом найдем те же 300-500 машин эконом-класса и реализуем.

— В 2012 году вы принимали участи в StartFellows Павла Дурова и получили его поддержку. Как это повлияло на ваше развитие? Участвовали ли вы еще где-либо?

А: Грант – это не то, с чем ты сможешь сделать стартап с нуля. Это просто маленький бонус.  Это помогает тебе жить. Вместо того, что бы искать инвестора или вкладывать свои деньги, у тебя они есть благодаря гранту. Этот грант и второй, который мы получили, давали нам фору в 3-4 месяца прежде, чем снова понадобятся деньги.

— Нужны ли стартапам фонды, гранты и конкурсы? Можно ли превратить стартап в бизнес без этого?

А: Да, конечно. Чтобы разработать прототип, средств нужно не  особо много.  Это ты плюс еще один человек. Вы делите обязанности, рисуете, программируете и запускаете. Здесь как раз деньги не нужны, нужны деньги, что бы поставить продукт на рельсы, раскрутить его. Так как мы запускали стартап в реальном секторе, чтобы договорить с партнерами, поставить машины на линии, привлечь первых пользователей, нам и нужны были  основные инвестиции.

— Вы запустились в двух разных странах, в двух городах. Можете ли вы сказать, в чем разница рынков?

А: Они ровно одинаковы это одна категория городов, +10 млн жителей, постоянные пробки и очень большой спрос на удобный транспорт. Единственная разница, о которой я могу сказать, количество людей в Лондоне, желающих пользоваться такой услугой, больше в силу некоторый причин: выше проникновение банковских карт,  больше iPhone и Android в пользовании и меньше людей, использующих личный автомобиль. Очень похожим по этим признакам является Стамбул.

— Это будет следующий город?

А: Да-да. В Стамбул мы будем выходить, так же как и в Москве. Там интересный момент: в Стамбуле есть очень дешевое такси. Легальная лицензия для такси там обходиться в 250 000 евро, и там это организованный рынок.  Но так как мы делаем премиум-услугу, то мы не попадаем под это требование. На наших машинах будет ездить совсем чуть-чуть дороже, чем на обычном такси.

— А была ли разница непосредственно в реализации запуска в двух странах?

А: Так как мы делаем свой сервис и продукт, ориентируясь на опыт и опытность потребителя, мы ни от чего местного не зависим. Мы можем запуститься в любом месте – нам нужно лишь пару машин и геопоиск по местности в приложении. Просто с Лондоном мы слегка по-другому начинали, мы были посредниками. Мы договорились с несколькими компаниями, свели это все в систему и передавали им заказы. Это нам позволило не иметь операционных издержек и дорабатывать наш продукт.  Одновременно исследовать и понимать, как устроен этот рынок и что мы будем делать, когда запустим все самостоятельно. В следующем году Лондон я буду постепенно заменять с посредника на уже самостоятельного провайдера услуги.

— Вы постоянно говорите о том, что вы не такси. А для потребителя это та же поездка из точки А в точку Б за деньги. В чем отличие все же?

А: Есть несколько моментов. Во-первых у нас в сервисе нет наличных, совсем. Мы убрали эту лишнюю транзакцию из процесса поездки. Ты скачиваешь приложение, заводишь аккаунт, привязываешь банковскую карту, нажимаешь на кнопку и к тебе приезжает машина. После этого ты можешь доехать куда угодно, в любую точку города, и по окончании поездки тебе придет счет на электронную почту. Второе, такси – это бизнес, которому уже много лет. Он сформирован и у него есть свой поток. Например, в пятницу или субботу он полностью загружен. Делая приложение для заказа такси, ты все равно не сможешь обслужить своих клиентов, которые скачали приложение. Такси к ним будет ехать час-полтора, оно все расписано. А мы взяли транспорт, который  не работает, как такси, и поэтому он будет точно приезжать на вызов. Когда пользователь заказывает машину, он видит, какая машина к нему приедет, через сколько она приедет, мы уже это посчитали для тебя. Но если у нас нет свободных машин, то мы сразу скажем об этом и не будем принимать заказ, а потом перезванивать через час, и извиняться с просьбой еще подождать.

— Можете ли вы уже сказать что вы планировали и чего смогли достичь?

А: Планировали реализовать три этапа. Первый этап – продукт, который был бы понятен и приятен пользователю. С этим мы справились и завершили этап в октябре, когда выпустили последнюю версию, которая сейчас размещена в AppStore. Единственное, сейчас мы сократили количество кликов от 6 до 3 для упрощения процесса заказа машины. Потом был поиск бизнес-модели. Приложение – это классно, но как мы будем эти заказы обслуживать: делать такси  нетакси, искать партнеров и т.д. И сейчас у нас уже третий этап — чисто операционный, рост от 40 машин на старте до 150, от 500 пользователей до 5 000 тысяч в ближайшие полгода в этом городе.

— У вас два офиса, в двух странах. Насколько сложно управлять на расстоянии?

А: Сейчас с ноября я в Москве, пока мы запускаемся тут. Затем я поеду в Лондон как уже говорил. Но у  меня в команде больше роль идеолога, определять, куда двигаться, ставить рамки. Остальные 14 человек абсолютно самостоятельны. То есть, понимаете, я стараюсь найти в команду умных и талантливых людей, которые сами знают, что делать. В Wheely нет ни одного менеджера. Если я поставлю менеджера, который будем им говорить, что делать, то это убьет 99% ценности этих сотрудников. Они сами решают, что нужно сделать и в какой последовательности. Механизм уже запущен.

— Сформулируйте ключевые факторы успеха для стартапа?

А: Я думаю, могу сказать только один. Мы много раз все переделывали: и продукт, и бизнес-модель, — начинали все с нуля, прежде чем запустить и Лондон, и Москву. Не надо сдаваться! От того что у тебя что-то не получилось, ты неплохо это сделал, что-то может просто не работать по объективным причинам, и очень важно иметь внутри силы на гибкость, повернуть в направлении правильной модели.

— Что бы вы пожелали стартаперам, которые только сейчас начинают придумывать новые идеи для бизнеса?

А: У меня есть утверждение, что создавать любой бизнес или стартап нужно для себя. Я знаю многих, кто делает проект, а сам этим не пользуются. Надо делать то, чем ты будешь пользоваться, что тебе нравится, в чем лично ты ощущаешь потребность.

Подготовлено специально для UNOVA