Перспективы IPO для российских инновационных компаний
Большинство инновационных компаний своей главной целью ставят продвижение к IPO – последнему этажу инновационного лифта, который стремятся выстроить российские институты развития инноваций. Первым крупным IPO высокотехнологичной компании в России стало IPO ОАО «ИСКЧ» – Института Стволовых Клеток Человека, прошедшее на ММВБ в 2009 году; на данный момент на РИИ ММВБ-РТС (Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи) обращаются ценные бумаги 31эмитентов с общим объемом капитализации около 38 млрд рублей. Безусловно, успешные IPO стимулируют приход на РИИ ММВБ все новых компаний и все новых инвесторов, однако российский рынок первичных размещений эксперты все еще считают малоактивным.
Денис Пряничников, начальник управления Рынка инноваций и инвестиций ОАО ММВБ-РТС:
Инновационный проект, прежде всего, должен ставить перед собой целью создание эффективного бизнеса, а в таком инструменте, как IPO, видеть средство привлечения финансирования. Соответственно, IPO не может стать для компании самоцелью; это - один из логичных вариантов продолжения развития бизнеса на определенной стадии.
Естественно, на стадии идеи IPO практически невозможно, исключения здесь более чем редки; все-таки инвесторы, готовые покупать акции на бирже, хотят вкладываться в работающий бизнес. Вместе с тем, если вы изначально планируете предпочесть IPO продаже стратегу, вам нужно заранее позаботиться о многих вещах, связанных со структурой компании и корпоративным управлением, прозрачностью отчетности и т.д. – только в этом случае вам удастся совершить выход на биржу успешно.
Не стоит забывать, что, помимо привлечения в компанию денег, при выходе на IPO вы должны ставить и более долгосрочные цели. Потому что IPO — лишь начало длинной истории, в течение которой нужно правильно выстраивать коммуникации с инвесторами и бизнес-сообществом в целом. В этом смысле, IPO — это масштабная пиар-акция с серьезными последствиями. Поэтому стоит с самого начала задуматься о том, как правильно выстроить стратегию освещения достижений компании на рынке, как заставить инвесторов воспринимать ваш бизнес как «успешный».
Нужно понимать, что IPO – не только разовый транш финансирования; оно приносит дополнительные преимущества. Например, IPO сказывается на узнаваемости бренда: имя компании начинает чаще мелькать на страницах газет, и вам становится проще работать с зарубежными партнерами, с банками, с клиентами. К тому же, вы получаете возможность обращаться к такому инструменту, как листинг, вновь и вновь. Достаточно вспомнить, что Google зарабатывал на допэмиссии акций несколько раз. Это лишь еще раз доказывает, что компания, принимая решение об IPO должна выстроить долгосрочную стратегию – и, придерживаясь ее, доказать рынку, что у вас все идет «по плану».
Александр Галицкий, основатель и управляющий партнёр компании «Almaz Capital Partners»:
Я уверен, что чем больше у предпринимателя амбиций, тем лучше. IPO — это своего рода Олимпийские игры. И если мне удастся совершить выход на NASDAQ – это будет огромный успех, это и есть победа на Олимпийских играх. Если же я размещаю акции на российской бирже – это тоже соревнование, спортивное мероприятие на региональном уровне. Я имею в виду, что развитие бизнеса должно определяться амбициями его основателей; фаундеры должны с самого начала нужно строить глобальные планы – в том числе, относительно IPO .
Существует мнение, что люди, которые изначально думают об exit, неправы. Считается, что создавать публичные компании бессмысленно, – так как весь рынок поделен великими мира сего. Но вы, запуская свой проект, стремитесь бороться с ними, с великими мира сего. И есть целая куча вещей, которые вы должны учитывать, ведя эту борьбу. Но оставаться амбициозным — это первое правило. Если молодой предприниматель ставит перед собой цели настолько глобальные, что, даже если он выполнит всего 30% намеченного, он уже сможет собой гордиться, — это правильная тактика.
Юлия Кудрявцева, исполнительный директор IPOBOARD:
Путь молодой компании от early stage до IPO можно сравнить с тем, как взрослеет ребенок. Он идет в детский сад, начинает ходить в начальную школу, наконец, становится старшеклассником. В качестве цели школьник ставит перед собой поступление в университет. И если он строит планы заранее, он изначально готовится к экзаменам, усердно учится, ходит к репетиторам.. Точно так же, если компания ставит перед собой выход на IPO как некую глобальную цель, она должна с самых первых моментов своей жизни заботиться о подготовке к этому событию. Компания, еще будучи стартапом, должна следить за своей «упаковкой», за ведением отчетности; должна стремиться научиться разговаривать с инвесторами на одном языке.
Возможно, что на каком-то из этапов, руководители бизнеса решат отказаться от IPO - но внутренняя дисциплина внутри компании и то, что в течение многих лет она была ориентирована на широкий круг инвесторов, обязательно скажется на качестве ее роста. Точно так же, ученику, который решил не идти в вуз, а отнес документы в приемную комиссию колледжа, окажутся полезными знания, которые он приобрел при подготовке к университетским испытаниям.
Иван Нечаев, генеральный директор ««Русские Навигационные Технологии» (РНТ)»:
Российский инновационный рынок растет крайне быстро – примерно на 40-50% в год. Клиентская аудитория в нашей стране очень молода, и высокотехнологичные компании должны постоянно доказывать своим заказчикам, что их продукция способна действительно изменить жизнь людей к лучшему. И IPO в какой-то мере можно считать средством для борьбы с подобным консерватизмом.
Наша компания стала первой российской венчурной компанией, вышедшей на IPO. Произошло это в 2010 году. При этом мы рассматривали несколько вариантов, в том числе закрытое размещение . Однако мы вышли на IPO по двум причинам. Во-первых, для нас было крайне важно, чтобы нашу компанию стали воспринимать более серьезно такие заказчики, как, например, крупные игроки нефтяной отрасли и крупные ритейлеры. Когда мы разговаривали с представителями корпораций, мы чувствовали, что наши собеседники не могут быть уверены в нашей надежности. Они опасались, что если компания занимается новыми технологиями, то всегда есть риск, что она внезапно прекратит свое существование. Всем крупным заказчикам систем GPS-мониторинга, которыми мы занимаемся, нужен был статус нашего бизнеса. И публичное размещение действительно принесло подобный результат.
Во-вторых, мы хотели выйти на международный рынок. Российская компания, неизвестная никому в Европе и США, и компания с широким кругом инвесторов - это, в глазах западного клиента абсолютно разные вещи. После IPO мы смогли добиться удвоения финансовых показателей, и это дало нам дополнительный импульс к старту международной экспансии.
К тому же, выход на биржу позволил нам наладить системы финансового учета и отчетности компании. До нашего IPO как таковой статистики по развитию рынка мониторинга транспорта в России не существовало. Поэтому в конце каждого года мы публиковали результаты нашей собственной работы, и к ним «притягивали» показатели эффективности бизнеса других компаний. Теперь же, когда мы стали вести четко структурированную публичную отчетность, нам удается лучше отслеживать то, как развивается наш рынок.
Словом, принимая решение о публичном размещении, о том, чтобы заработать, мы думали в последнюю очередь.